Пленные солдаты ВСУ рассказали о низком качестве обороны под Харьковом

Ирма Каплан
Фото: Global Look Press/Vyacheslav Madiyevskyy

Военнослужащие российской группировки войск «Север» в ходе боевых действий в Харьковской области взяли в плен солдат Вооруженных сил Украины (ВСУ). Минобороны РФ 20 мая представило фрагменты их рассказов о том, как они попали на фронт и в плен.

Украинский пограничник Андрей Шоланки сдался в плен 10 мая. По его словам, украинское военное руководство знало о наступлении ВС РФ в тот день и послало группу из 17 военных на точку, откуда, по его словам, невозможно было выйти.

Российские военнослужащие окружили украинцев со стороны дороги и начали стрелять. Шоланки утверждает, что сдаваться решили еще днем, до наступления, а когда ВС РФ окружили и четко сработали, забрав позиции ВСУ и подобравшись к группе противника, те только ждали, когда русские предложат сдаться.

«Старший штурмовой группы сказал: «Парни, вы окружены, сдавайтесь!» Так мы и сдались, добровольно. Я еще крикнул, что у нас тяжелый «300-й». Вынесли «300-го», оказали помощь, так и сдались. Условия хорошие, отличные. К нам относятся адекватно, нормально всё. Питание нормальное, нас осматривает врач. По болезням: кто чем болеет — помогают, подлечивают», — добавил он.

О своей подготовке Шоланки сообщил, что обучался неделю. В лесу располагалось обычное двухэтажное разбитое здание, учащиеся должны были его как будто штурмовать. На этом его обучение заканчивалось. Служил он 11 месяцев и за весь период не видел, чтобы солдат поддерживали — «просто кидали, как пушечное мясо».

«Деньги киевскими властями, может, и были выделены на подготовку и строительство оборонительных позиций в Харьковской области, но никто их не видел. Потому что если бы они были, то подготовлены были бы укрепы, блиндажи и огневые точки, а их просто нет. Нам даже карты не давали — проводник один раз провел и всё, сказали, мол, дальше сами, ребята, ищите дорогу себе», — подытожил он.

Военнослужащий одной из воинских частей главного управления разведки ВСУ Эдуард Алмакаев сообщил, что под Волчанском возле поселка Огурцово встретить российских военных можно было так — сдавшись в плен.

«У нас не было точки отхода, ничего. Какая-то была, но пешим ходом через лес, через дорогу, но это открытое место — ни окопов, ничего такого не было. Приказы, думаю, отдаются нашим высшим руководством начиная от генерала Александра Сырского и ниже, ниже, ниже. А мы в этой игре обычные пешки. Мы просто умираем налево и направо», — сказал он.

Алмакаев был мобилизован в конце марта 2022 года. Служить, как он заявляет, не хотел, весь 2023 год хотел уволиться, с чем просил помочь жену и мать — они обращались к врачам и адвокатам. Если будет возможность, поедет к своей семье и сразу же уедет с Украины, уверяет военный.

«Большинство — ребята, те, которые служили, с тех или иных подразделений, сами себе оборудуют новые позиции, сами себе копают окопы, блиндажи, для этого себе лопаты покупают за свои же деньги или саперные где-то находят. Позиции никакие. Если и есть там какие-то старые блиндажи, они занимаются. А мое личное мнение: [Верховная ] рада и наш президент все деньги кладут себе в карман. Какая-то копейка, может, куда-то и идет, но никак не на оборону», — поделился Алмакаев.

Военнослужащий ВСУ Иосиф Шикин до того, как был мобилизован в 2023 году, жил за границей. В конце 2022 года приехал на Украину из-за болезни дочери и получил повестку. По его словам, воевать его в Киеве обучали инструкторы, но не то чтобы интенсивно.

«У меня там был длинный период, потому что во время обучения мне сделали операцию, у меня была проблема с ногой, и делали операцию на шее, имплант ставили. У меня раскрошился позвоночник — имплант надо было поставить. Там сказали, что в принципе с этими данными можно воевать», — рассказал он.

Момент пленения описывает так: сдались добровольно. Были в блиндаже, когда подошли русские солдаты-штурмовики, крикнули им, что готовы сдаться. Оставили оружие в блиндаже и вышли.

«Нас накормили, напоили и доктор посмотрел. Здесь с нами всё нормально. Вообще нет смысла воевать. Эта война — это лишнее», — заключил Шикин.

О еще одной плененной группе украинских военнослужащих в ходе боевых действий 10 мая сообщили в Минобороны России. Неонацистов захватили военнослужащие группировки войск «Север» и допросили, как боевики попали на фронт и почему сдались.

11 мая портал Business Insider сообщил, что после начала спецоперации России по защите Донбасса на Украину прибыли тысячи наемников из разных стран, но многие разочаровались в выборе, так как Киев относится к ним как к расходному материалу. Репортажи издания о наемниках на Украине показали, что новобранцы представляли собой смесь ветеранов боевых действий, искателей славы, но совершенно непригодных для зоны боевых действий.

14 мая глава администрации Харьковской области Виталий Ганчев заявил, что количество попавших в плен в регионе боевиков неонацистского формирования «Кракен» (экстремистская организация, деятельность которой запрещена в РФ) составляет более 60 человек.

Спецоперация по защите Донбасса, о начале которой президент РФ Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года, продолжается. Решение было принято на фоне усугубившейся ситуации в регионе.

Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».