Ввести грантовую систему финансирования для иностранных студентов российских вузов предложил кандидат на пост министра науки и высшего образования Валерий Фальков. Сейчас действует система квот, которые выделяет правительство, но они покрывают только обучение. Грант позволит финансировать также проживание, транспортные расходы и медстраховку. Это поможет привлечь в страну больше учащихся из-за рубежа и повысить конкурентоспособность российского образования, отмечают эксперты. В Минобрнауки «Известиям» пояснили, что грантовая поддержка рассматривается как дополнение к системе квот. Подробнее — в материале «Известий».
Инструмент «мягкой силы»
Ввести практику грантовой поддержки для иностранных студентов исполняющий обязанности главы Минобрнауки и одновременно кандидат на этот пост Валерий Фальков предложил на заседании комитета Госдумы по науке и высшему образованию.
«Как минимум наряду с квотным принципом распределения мест для иностранцев мы видим будущее, конечно, за развитием грантового формата финансирования с привлечением лучших студентов из-за рубежа», — отметил он.
В настоящее время в российских вузах действует система квот, которые позволяют иностранным студентам учиться бесплатно. Всего, по данным Минобрнауки, сегодня в России обучается 355 тыс. таких студентов. При этом в указе о национальных целях, подписанном президентом России Владимиром Путиным, стоит задача увеличить к 2030 году их число до 500 тыс.
В отличие от квоты грант, помимо расходов на обучение, покрывает транспортные расходы, проживание в общежитии, медицинскую страховку и стипендию при условии хорошей учебы, уточнил Валерий Фальков. Инструментарий для такого финансирования, по словам чиновника, в Минобрнауки создавали уже давно.
В Министерстве образования и науки «Известиям» уточнили, что грантовая поддержка рассматривается как дополнение к механизму предоставления квот.
— Предполагается, что эта мера привлечет больше талантливых иностранцев к обучению в российских вузах, в том числе из дружественных стран дальнего зарубежья. Это расширит культурные и экономические связи с другими странами, наладит взаимовыгодное сотрудничество, повысит престиж российского высшего образования за рубежом. Подготовленные российскими вузами квалифицированные специалисты вернутся на родину, внесут существенный вклад в развитие экономик своих стран и преумножат круг друзей России за рубежом, — отметили в ведомстве, добавив, что министерство совместно с другими органами власти прорабатывает возможности и объемы финансирования грантовой поддержки иностранных студентов.
Там отметили, что рассматриваются различные варианты источников финансирования, в том числе средства федерального бюджета, потенциальных работодателей и внебюджетных средств университетов.
Зампредседателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская в беседе с «Известиями» подчеркнула, что предложение исполняющего обязанности министра науки о введении грантового финансирования открывает новые перспективы для иностранцев, желающих поступить на обучение в российские вузы.
— Привлечение иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников на обучение в Российскую Федерацию является серьезным инструментом «мягкой силы». Дальнейшее совершенствование этой сферы является важнейшей задачей, так как речь идет о конкурентоспособности и престиже отечественного образования, — отметила сенатор.
Предложение также положительно оценили в Высшей школе экономики. Так, директор по работе с талантами за рубежом НИУ ВШЭ Александр Деев в разговоре с «Известиями» отметил, что если предложение Валерия Фалькова будет реализовано, оно повысит конкурентоспособность российского образования в борьбе за таланты.
— В настоящий момент квота покрывает только стоимость обучения с небольшой стипендией. Проекты по привлечению талантливых иностранных абитуриентов запущены во многих странах, и там часто покрытие полное, включая авиаперелет и медицинскую страховку, — пояснил он.
Проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС Виктория Панова заявила «Известиям», что создание системы грантов, которая позволила бы покрывать транспортные расходы иностранных студентов, проживание и медстраховку, является очень своевременным.
— Уверена, эта инициатива заинтересует многих, в том числе и страны Африканского континента, — отметила она.
Студенческое импортозамещение
Главный редактор журнала «Российское образование» Максим Федоров рассказал «Известиям», что если ориентироваться на данные Минобрнауки об общем числе иностранных студентов, обучающихся в России, то можно сделать вывод, что их число не уменьшилось за последние два года.
— Образно говоря, в высшей школе нашей страны произошло такое же импортозамещение, как и в реальном секторе: обучающихся из Европы на удивление быстро заменили обучающиеся из Азии, Африки, Латинской Америки, то есть из дружественных государств, — отметил он.
По данным на конец января 2024 года, в вузах России обучались более 355 тыс. иностранных студентов. Для сравнения: осенью 2018 года их было 290 тыс., отметил эксперт. По его словам, за последние два-три года значительно увеличилось количество студентов из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки.
В топ-10 входят Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Киргизия: на них приходится больше половины всех учащихся вузов с иностранным гражданством, рассказал он.
— Если цифра увеличится, и именно за счет «грантовых» студентов, то от этого выиграют и конкретные вузы, для которых экспорт образования — дополнительная статья доходов, и российские власти, которые смогут с уверенностью заявить, что наше образование по-прежнему очень популярно в мире, — подчеркнул Максим Федоров.
Как уточнила Виктория Панова, наибольшее число иностранных студентов бакалавриата ВШЭ приезжает из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Вьетнама, Китая и с Украины. В магистратуре же обучается больше молодых людей из дальнего зарубежья: это Китай, Нигерия, Пакистан, Гана, Индия, Монголия, Иран.
Языковой барьер
В Минобрнауки «Известиям» пояснили, что обучение иностранных студентов направлено на подготовку кадров в интересах национальных экономик дружественных стран.
— Вместе с тем часть иностранных студентов остается в России для освоения следующих ступеней образования и трудоустраивается в российские компании, укрепляя кадровый потенциал нашей страны в различных сферах, в том числе и в медицине, — добавили в ведомстве.
При этом опрошенные изданием эксперты отмечают, что большинство студентов по окончании обучения намерено вернуться в родные страны. Так, бывший российский сенатор, заслуженный врач РФ Владимир Круглый, который сегодня также работает в Орловском государственном университете, отметил, что у многих иностранных студентов наблюдаются серьезные проблемы с русским языком. Это создает барьер для их дальнейшей работы в России.
Подавляющее число иностранных студентов по окончании обучения возвращаются в свои страны даже при условии, что там им необходимо дополнительно подтвердить российский диплом о высшем образовании, рассказал он.
— Иностранные студенты делятся на две большие категории. Это студенты из дальнего зарубежья, у которых очень сильные проблемы с русским языком, и студенты из бывших республик Советского Союза. И если 20–30 лет назад они говорили по-русски довольно сносно, то сегодня у них тоже с языком проблемы, и в основном все настроены уехать, — отметил эксперт.
Максим Федоров, в свою очередь, отмечает, что просто ввести грантовую систему мало — иностранные студенты должны о ней узнать. — Полагаю, многое будет зависеть от степени информированности иностранной молодежи о самой системе, а главное — о ее преимуществах. По логике, российское Минобрнауки должно будет привести как можно больше аргументов в пользу грантов и донести их до властей конкретных государств. В свою очередь, власти государств должны будут максимально разрекламировать новый кейс среди своей молодежи, — пояснил он.
Сегодня действует официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в России, через который можно выбрать вуз и программу обучения, отправить документы, а претенденты на квоту правительства РФ должны после этого пройти конкурсный отбор в Российском центре науки и культуры или же (при его отсутствии) в посольстве РФ.
Владимир Круглый также отметил, что более активное привлечение иностранных студентов позволит наладить взаимодействие и обмен опытом между странами.
— Увеличение числа иностранных студентов — это инструмент «мягкой силы», это повышение престижа российского образования и рост влияния нашей страны в целом. Мы сейчас активно общаемся с коллегами из Казахстана, Узбекистана, и они рассказывают, что там сейчас идут разнонаправленные процессы: часть врачей ориентирована на Европу и США, другая часть — на Россию. И то, что туда приезжают подготовленные доктора из России, — это, конечно, позитивный фактор, — подчеркнул он.
Необходимо, чтобы местное население чувствовало поддержку России, а достигается это в том числе и через здравоохранение, через подготовку кадров в России, уверен экс-сенатор. Также он отметил важность владения русским языком, которым иностранные студенты более-менее овладевают за годы обучения.
— По моему глубокому убеждению, влияние нашей страны в этих республиках должно сохраняться, ведь у нас общая история, теснейшие связи не только в здравоохранении, но и во всей экономике, — заключил Владимир Круглый.