В 2024 году Россия празднует особую дату — 225 лет со дня рождения писателя Александра Сергеевича Пушкина. Наследие великого поэта станет главной темой обсуждения на уроке «Разговоры о важном» в понедельник, 13 мая. Школьники смогут не только узнать больше о жизни и творческом пути автора, но и представить классу любимое произведение. Подробнее о том, в чем заключался вклад великого поэта в реформу русского языка и как в России будет проходить празднование знаменательной даты, — в материале «Известий».
«Разговоры о важном» 13 мая: тема, суть урока
День русского языка традиционно отмечается 6 июня и имеет особое значение для людей, населяющих жителей России и соотечественников, живущих в других государствах. Праздник приурочен ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Международный статус Пушкинский день приобрел в 2010 году, когда департамент ООН по связям с общественностью предложил учредить особые даты, посвященные шести официальным языкам организации. В 2011 году президент РФ также подписал указ о ежегодном праздновании Дня русского языка.
Отметим, что сегодня русский язык — самый популярный в мире среди славянских языков и восьмой по популярности в мире. Он является родным для 146 млн человек и разговорным — для более чем 258 млн человек по всему миру. В России, Белорусии, Абхазии, Южной Осетии и Казахстане это официальный государственный язык, еще минимум в пяти странах СНГ он является международным языком общения. Русский язык является рабочим языком более 10 организаций, включая ООН, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ и другие.
Русскому читателю имя А.С. Пушкина известно с самого юного возраста, сначала по его детским сказкам, потом по лирическим произведения, а затем — по романам, повестям и пьесам. Так, урок «Разговоры о важном» призван вызвать у детей интерес к отечественной литературе и показать ее значение в мировом контексте. «Пушкин — отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов — отец науки в России. В Пушкине кроются семена и зачатки, из которых развились потом все виды искусства во всех художниках.», — говорил русский писатель и литературный критик И.А. Гончаров.
Праздник призван служить напоминанием о равноправии языков ООН и повышать образованность в области истории и русского языка среди граждан по всему миру.
День русского языка — программа классного часа
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» различается в зависимости от класса: сценарий и материалы к занятиям составлены с учетом возраста обучающихся. Главной задачей педагога является показать многогранность личности писателя и его жизненные интересы, сформировать уважительное отношение к людям, которые внесли большой вклад в развитие культуры России и способствовали расширению кругозора школьников.
Традиционно урок начинается с мотивационной беседы, которая помогает погрузить детей в тему занятия и подготовить их к участию в дальнейшем обсуждении. Обучающиеся начальных классов начинают урок с небольшой игры: им предстоит отгадать, что изображено на картинках. После педагог переходит к обсуждению детских сказок А.С. Пушкина, где ученики должны привести примеры знакомых им произведений. Занятие для детей более старшего возраста начинаются со знакомства с биографией автора. По завершению просмотра видеоролика «А.С. Пушкин» педагог организует беседу. в которой школьники обсуждают влияние детских впечатлений писателя на его становление (сказки Арины Родионовны), его обучение в Царскосельском лицее и творческий путь.
В начале основной части педагог начальных классов познакомит детей с портретами А.С. Пушкина. Школьники должны будут ответить на вопрос: «Каким изобразили художники писателя?», а также обратить внимание на взгляд писателя. Далее идет работа с интерактивным материалом и обсуждение произведений Пушкина. По собственному желанию ученики могут зачитать вслух любимое стихотворение великого писателя. Педагогу важно подвести ребят к выводу о том, что А.С. Пушкин совершил настоящую революцию в литературном мире того времени. Многие композиторы, художники и кинематографисты находили в его сюжетах вдохновение для своего творчества. Внимание учеников акцентируется на том, что именно А.С. Пушкин прославил русский язык, сделав его поэтичным.
Заключительная часть является общей для всех классов. Подводя итоги обсуждения, педагог отмечает, что писатель внес значительный вклад в развитие различных литературных жанров, основал русский роман в стихах, который в последующем стал образцом для многих авторов.
«Наше всё»: какую роль А.С. Пушкин играет в русской культуре
В русском литературном языке до А.С. Пушкина главенствовала теория трех стилей, таких как высокий, средний и низкий, которую выдвинул выдающийся ученый и академик Михаил Ломоносов. Так, высокий стиль ориентировался на отдельный от народной речи церковнославянский язык, а низкий был смешением бытовой лексики и просторечия.
В статье «А.С. Пушкин — основоположник русского литературного языка» академик Виктор Виноградов объясняет, что для главных авторов того периода (Дениса Фонвизина, Ивана Крылова, Александра Радищева, Гавриила Державина) ломоносовская парадигма приостанавливала развитие литературного языка. Они вышли за ее пределы, поэтому к началу XIX века теория отдалилась от практики.
Впрочем, в конце XVIII века было неочевидно, по какому пути будет развиваться русский язык. Об этом пишет профессор Александр Пономарев в своем сочинении «Значение А.С. Пушкина в истории литературно-общественного развития». По его мнению, Пушкин явился, когда наше общелитературное «возрождение» и развитие стало достигать своего апогея.
«Литературная картина России представляла поистине в высшей степени отрадное зрелище. Несмотря на это Пушкин начал свое поэтическое творчество, как почти все новые русские писатели — подражанием и страстным увлечением «иностранным», но он умел найти, как быть самобытным», — пишет эксперт.
Пушкин сблизил литературный язык с народной речью и комбинировал стили. Подобное использовали Иван Крылов и Александр Грибоедов — но лишь в качестве специального жанрового приема. По наблюдениям Виноградова, великий писатель «вывел русский литературный язык на широкий и свободный демократический путь».
— Широко известна фраза русского поэта Аполлона Григорьева «Пушкин — наше всё». Сегодня мы не вдумываемся в ее смысл, она звучит избито, ведь его творчество знает каждый. Но неслучайно это выражение так прижилось в нашей речи. Именно с творчества Александра Сергеевича принято отсчитывать появление современного русского языка, поскольку поэт писал свои произведения близким и доступным всему народу слогом. Он придал слову гибкость, живость и особое звучание, — рассказала доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, кандидат филологических наук Елена Канищева.
На ее взгляд, А.С. Пушкин является предметом нашей гордости. Великого писателя не только знают за рубежом, но и подчеркивают значимость его произведений в формировании литературы. Высокая моральная оценка, которая содержится в каждом произведении А.С. Пушкина, привлекает и современного читателя.
Как в Москве отметят День русского языка
В честь 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина учреждения столицы подготовили тематические экспозиции, творческие вечера и спектакли.
По традиции на Пушкинской площади возложат цветы к памятнику поэту работы скульптора Александра Опекушина. Затем состоится чтение стихов, где будут представлены знакомые всем строки на хантыйском, башкирском, аварском и других национальных и некоторых иностранных языках. Кроме того, в главном здании Государственного музея А.С. Пушкина состоится праздничный концерт с участием молодых артистов. Гости смогут также посетить выставку, посвященную детству отечественных писателей. В экспозиции собраны портреты литераторов и их родственников, рукописные документы и личные вещи.
На Старой Басманной в Доме-музее А.С. Пушкина откроется специальная выставка, которая вместила в себя произведения декоративно-прикладного искусства из собрания музея-заповедника «Архангельское», а также оригинальную графику из Государственного музея А.С. Пушкина.
Москвичи и гости столицы также могут принять участие в исторической экскурсии-исследовании в библиотеке-читальне имени А. С. Пушкина на Спартавской улице. Участники прогуляются по Немецкой слободе, найдут на карте Москвы место рождения поэта, а также узнают об истории его семьи.