Молодость и ярость: антиизраильские выступления в элитных университетах США

Электорат Демпартии раскололся пополам
Андрей Кузмак
Фото: REUTERS/David 'Dee' Delgado

В кампусах ведущих американских вузов продолжаются антиизраильские манифестации. Еще несколько недель назад ситуация казалась контролируемой, однако теперь в отдельных колледжах митинги сопровождаются столкновениями, а произраильски настроенным преподавателям закрывают допуск на территорию. Для США, где поддержка еврейского государства на протяжении десятилетий была неотъемлемой частью внешнеполитической картины, это совершенно новое социальное явление, масштабы которого, как показывают опросы, будут только расширяться. «Известия» изучили ситуацию.

Беспорядки

Эскалация палестино-израильского кризиса в октябре 2023 года и последовавшая военная операция в секторе Газа породили еще один раскол в американском обществе — там, где этого, вероятно, меньше всего ожидали: вопрос поддержки Израиля никогда не подвергался сомнению. Теперь же Америка наблюдает стремительное расслоение демократического электората, нередко доходящее до конфронтации. Самый очевидный пример — происходящее в лучших американских вузах. Антиизраильские акции продолжаются в 23 университетах и колледжах, причем большая часть из них входит в число элитных учебных заведений страны: Массачусетский технологический институт, Колумбийский университет, Гарвард, Йель, Принстон (последние четыре входят в знаменитую «Лигу плюща»), Университет Мичигана, Беркли и другие.

Фото: REUTERS/David \'Dee\' Delgado

Студенты разбивают палаточные лагеря и проводят митинги и выступления, на которых призывают руководство вузов прекратить всякое сотрудничество с Израилем. Акции зачастую заканчиваются столкновениями с произраильскими студентами и вмешательством полиции. 22 апреля представители правопорядка разгромили один из таких лагерей в кампусе Йельского университета, 47 человек было арестовано. Президент университета Питер Саловей разослал учащимся сообщение, в котором указал, что силовое решение вопроса — инициатива учебного заведения, вызванная поведением студентов. «Многие студенты, участвующие в протестах, включая тех, кто проводит контрпротесты, сделали это мирно. Однако мне известны сообщения о вопиющем поведении, таком как запугивание и домогательства, толкание людей в толпе, снятие флага с площади и другие вредные действия», — написал он.

За четыре дня до описанных событий нью-йоркская полиция провела аналогичную операцию в кампусе Колумбийского университета, по итогам которой было арестовано 108 человек. Примечательно, что незадолго до этого одному из преподавателей, Шаю Давидаи, аннулировали пропуск в колледж и запретили посещение кампуса после того, как он попытался организовать митинг сторонников Израиля. Аресты, впрочем, никак не повлияли на ситуацию. Напротив, вскоре организация «Студенты за справедливость в Палестине» вывела на «митинги солидарности» несколько сотен студентов Беркли, Массачусетского технологического института и Гарварда.

Невозможно игнорировать

В эпицентре противостояния руководство колледжей, которое пытается решить неразрешимую задачу: с одной стороны, попытаться удержать под контролем растущие студенческие протесты, с другой — купировать неизбежные в данном контексте проявления антисемитизма и удержать от ухода спонсоров, подавляющее большинство из которых — сторонники израильской политики.

Этот процесс, к слову, уже начался. Например, еще в октябре о прекращении финансовой поддержки Гарварда заявил его крупнейший донор, Фонд Векснера. Миллиардер Роберт Крафт заявил о прекращении пожертвований в пользу Колумбийского университета. Для элитных американских вузов уход попечителей несет фатальные риски. В случае с Гарвардом на долю частных пожертвований приходится 45% доходов.

Демократы в смятении, республиканцы — в гневе

Однако по мере усиления протестов и бесплодных попыток их прекратить к проблеме подключились законодатели. 27 сенаторов под руководством республиканца Тома Коттона призвали лишить федерального финансирования вузы, не способные купировать протестные выступления и антисемитские акции.

«Насилие или попытка насилия в отношении кого-либо из-за его еврейского происхождения нарушает федеральный закон. Неспособность администраций защитить еврейских учащихся от дискриминации или притеснений нарушает федеральный закон и является основанием для того, что эти школы теряют доступ к федеральным средствам», — заявили они в письме, адресованном генеральному прокурору Меррику Гарланду и министру образования Мигелю Кардоне.

Следствием невозможности угодить обеим сторонам стала волна отставок руководителей колледжей. В декабре свой пост покинула ректор Университета Пенсильвании Элизабет Магилл, в январе заявление об увольнении написала ректор Гарварда Клодин Гай. По всей видимости, следующая на очереди — президент Колумбийского университета Немат Шафик. Ее отставки потребовали несколько общественных организаций и 10 конгрессменов, включая главу республиканской конференции в Палате представителей Элиз Стефаник.

Митинг в поддержку Палестины в кампусе университета Беркли
Фото: TASS/AP/Jose Carlos Fajardo

В ряде случаев пропалестински настроенных студентов поддерживают представители профессорского состава, исповедующие левые взгляды. Экспертам происходящее сильно напоминает акции «антифа» эпохи BLM, чьи сторонники организовывали «коммуны» или «автономные зоны». Собственно, политическая направленность нынешних протестов указывает на то, что это во многом одни и те же люди, воспринимающие борьбу за права палестинского народа как еще одно измерение движения за расовую и социальную справедливость. Кроме того, в их рядах уже обнаружены представители отдельных политических групп, к студентам не имеющие никакого отношения.

Протестный потенциал американских студентов, большая часть из которых исповедуют либеральные ценности, уже использовался в политических целях. И велика вероятность, что в год выборов он будет использован вновь, считает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.

— Крупнейшие университеты со времен Вьетнамской войны были центрами либеральной мысли. В конце 60-х и в 70-е годы они впервые заявили о себе как о политическом движении и сыграли очень большую роль. Надо сказать, что в СМИ уже сейчас проводят параллели с 1968 годом, когда протесты оказали сильнейшее влияние на политический процесс в США. Проблема в том, что их легко раскачать и очень сложно успокоить, тем более что в данном случае они связаны с расовой повесткой. Я думаю, что после прецедента с BLM в 2020 году вполне возможно ожидать попытки создать социальную напряженность, в том числе посредством студенческих протестов, — отметил собеседник «Известий».

На сторону протестующих встали представители леворадикальной фракции Демпартии. Солидарность выразила конгрессвумен Ильхан Омар, чья дочь Хирси была среди арестованных во время полицейской операции в Колумбийском университете. Ее коллега, Александра Окасио-Кортес, в октябре критикующая протестные акции в кампусах, на сей раз выступила с резким осуждением вузов, препятствующих, по ее словам, выражению свободы слова.

Пропалестинский протест в Колумбийском университете.
Фото: REUTERS/Steve Sanchez/Sipa USA

По данным опроса Чикагского совета по международным отношениям, 62% демократического электората не поддерживают ни одну из сторон палестино-израильского конфликта, остальные 38% поделены ровно пополам между теми, кто симпатизирует Израилю, и теми, кто высказывается в пользу палестинцев. Однако если посмотреть на тенденцию изменения общественного мнения, то становится очевидным смещение этой пропорции в сторону роста числа сторонников Палестины. Особенно это видно среди молодых людей, где доля противников военной помощи Израилю доходит до 45%.

Тем не менее Белый дом на фоне внутрипартийного раскола так и не определился с тем, за кого болеет. Комментируя происходящее, Джо Байден осудил «антисемитские протесты», но тут же добавил, что также осуждает и тех, «кто не понимает, что происходит с палестинцами». «Миротворчество» президента может выйти ему боком, отмечает Владимир Васильев.

— Реплики Байдена будут скорее раздражать поколение зумеров, которое куда радикальнее в своих убеждениях. Поэтому президент в роли кота Леопольда — не лучшее решение для данной задачи. Более того, я соглашусь с сенатором Риком Скоттом: таким поведением он еще более разжигает протесты, — резюмировал эксперт.

Двойственность позиции президента объясняется тем обстоятельством, что еще четыре года назад те же поддержанные и профинансированные демократами леворадикальные группы и политики требовали распустить полицию и снести памятники героям Конфедерации. Но, как и в случае с BLM, их действия постепенно выходят из-под контроля и вносят раскол уже не только в американское общество в целом, но и конкретно в ряды демократического электората. Вместе с тем есть основания полагать, что протесты не только продолжатся, но и к лету разрастутся еще больше.