Юрий Лоза: «Почему Градскому можно говорить что угодно, а мне — нет?»

Музыкант прокомментировал свое возмущение зарубежными группами и высказал свое мнение по поводу американского варианта «Плота»
Евгения Коробкова
Фото: ТАСС/Сергей Беляков

После скандального заявления Юрия Лозы о том, что музыканты The Rolling Stones и Led Zeppelin не всегда попадают в ноты, маэстро настигло еще одно испытание славой. Молодая американская команда Wicked Saints с солистом Полом Маккарти (не Маккартни) перепела главный хит Юрия Лозы «Плот», выложила ролик в YouTube и получила кучу просмотров.

Корреспонденты «Известий» дозвонились до автора песни, чтобы услышать его веское «фу», но были удивлены, не услышав.

— Юрий Эдуардович, вы слышали песню?

— А как же, это первый случай, когда я контролировал процесс и лично участвовал в создании английского текста.

— В смысле? Американцы к вам обратились?

— Да, совершенно нормальные американцы оказались. Они позвонили, сказали, что понравилась мелодия, предложили свой вариант текста. Я спросил, был ли у них подстрочник, они ответили, что без подстрочника, так что-то придумали. Тогда я обратился к специалистам, попросил сделать очень качественный подстрочник. Отправил им. И сын мой вносил правки в готовый текст. Он у меня владеет английским на уровне Кембриджа.

— А в аранжировку вносили правки?

— Не, не вмешивался. Сказал, делайте, что хотите. Но в клипе, который они сняли, — у них на самых первых кадрах написано, что песня моя, что лирика и музыка мои. Они вели себя, слава богу, достойно.

— И денежки вам полагаются теперь за песню?

— Да, полагаются. Они будут перечислять в РАО, но там опять скандал. Мне даже если и придут деньги, я не буду это знать, что от них. У нас сложная система пересчета, какие-то налоги взимаются, копейки остаются авторам.

— А существуют ли перепевы «Плота» на других языках?

— Да, существует около десяти... Но они все не про плот и не про плавсредства. Тексты не имеют отношения к оригиналу. Первым мой «Плот» за рубежом исполнил Ивица Шерфези, но у него песня называлась «Страна прекрасных роз» каких-то.

— Говорят, американская группа вами заинтересовалась после скандальных высказываний о том, что западные музыканты не попадают в ноты.

— Да упаси боже. Мы с ними уже год переписывались до того, как я пошел к Прилепину на его передачу. И я вообще не понимаю, с чего все взбеленились. Был момент, Градский пошел на концерт группы «Аэросмит» и ушел с четвертой песни, потому что солист не попадал ни в одну ноту. Градский об этом где-то сказал — и тишина, и никто про это не пишет. А тут, надо же, Лоза сказал, что Мик Джаггер не попадает в ноты, — скандал. Хотя это ни для кого не секрет. Во всем мире знают, что Джаггер не попадает в ноты.

А вы знали, что Кейт Ричардс не может настроить гитару? И это тоже факт. Он для этого придумал отмазку: говорит, моя гитара расстроена настолько, насколько мне это нужно. Ему об этом говорят всю жизнь. Стоит сказать об этом Лозе — все взбеленились. Я профессионал и слышу, у кого не строит гитара, а кто не попадает в ноты. Что я могу поделать?

— А, это как история про голого короля!

— Да вот именно. Мальчик сказал, и все на мальчика напали. Но я-то не мальчик, я профессионал. И это история про то, что один профессионал прокомментировал другого профессионала. А мне, видите ли, говорят, кто я такой, чтобы так говорить. Зайдите в «Википедию», увидите его и меня практически рядом, через страницу.

— Что можете сказать о вокальных качествах группы, исполнившей ваш «Плот»?

— Понимаете, вокальные данные я не комментирую. Попадание в ноты — это относительная штука. Кому-то режет ухо, кому-то нет. Меня спросил Прилепин, как я реагирую, я ответил. Это как если бы меня спросили: «Ты любишь сосиски?», я сказал: «Нет». А мне отвечают: «Сейчас мы тебя сосисками изобьем». Тебе нравится творчество Пикассо? Нет, и что теперь?

— Вам не нравится Пикассо?

— Нет, некоторые работы не нравятся. И что теперь? Нет ни одного творца, который бы делал гениальные работы и сам себя не копировал. Возьмите Дали. Сколько у него работ про часы. А сколько у Ван Гога подсолнухов?

— Целое поле, как в «Тихом Доне».

— Да! А у Клода Моне куча маков. Он себя тоже копировал.

— Ответьте мне, вам нравится эта группа?

— Мне главное, чтобы понравилась американцам. Я не могу судить. Они для своих делали, а не для наших. Если бы для наших делали, я бы подумал, что надо изменить. Они говорят, что всё хорошо, они эту песню хотят первой в свой альбом ставить.

— Ага, то есть вам не нравится все-таки эта песня?

— Я бы инструменты поддал, развития бы добавил. А они говорят, нам такое не надо. Понимаете, в чем дело, если вы вводите в определенное состояние слушателя, то вопрос в том, надо ли его выводить из этого состояния. Развитие песни подразумевает, что надо выводить. Вот была у нас целая плеяда психоделического рока. Там задача: погрузить зрителя в транс и оставить в трансе как можно дольше. Потому все песни из психоделического рока — это длиннющие композиции, их слушать невозможно. Я бы двинул уже сто раз. Возьмите мой «Плот». Он начинается с одной гитарки, а в конце — там целый оркестр, навороты такие, рояльные проигрыши. Я так вижу. А мне говорят, нам этого не надо.

— Они что, сделали психоделический вариант «Плота»?

— Да нет, конечно, вы что, не понимаете, я для примера про психоделический рок сказал. Они сделали свой вариант. И в этом их варианте развитие мешает. Но это отсутствие развития убивает развитие музыкального произведения. Вот так.

— А вы читали в Faсebook пост о том, что тема «Плота» позаимствована из Моцарта?

— А почему не Стравинского? Болтают ерунду. Я столько ерунды видел. Какой-то идиот даже стих написал про Лозу.

— Вы не пожалели, что выступили в передаче Прилепина?

— Да нет, конечно. Если бы меня Прилепин еще позвал, я бы то же самое и сказал. Потому что Юрий Лоза подписывается под каждым своим словом.