Борис Акимов вновь станцевал в Большом театре

В день юбилея народный артист вышел на сцену вместе с учениками
Светлана Наборщикова
Фото: Елена Фетисова/Большой театр

28 марта Большой отметил 240 лет со дня основания. А через пару дней отпраздновал 50-летие творческой деятельности героя гала-концерта. Гендиректор Большого театра Владимир Урин, открывший вечер, не преминул сопоставить эти даты, однако не стал рассказывать о юбиляре. «Собравшиеся в этом зале его хорошо знают. Назову только имя и регалии. Народный артист СССР Борис Акимов!» — сказал директор и понес букет бордовых роз в юбилярскую ложу.

На самом деле регалий у Акимова много больше, в том числе и такие на сегодняшний день экзотические, как премии комсомола, сначала Московского, а затем выше некуда —Ленинского. Давались они обычно с формулировкой «за воплощение темы молодого современника».

Равных в этой сфере Акимову было немного. Классический танец в его исполнении выглядел абсолютно актуальным. Поэтому все его герои, включая сказочных принцев, становились «молодыми современниками» — дерзкими, целеустремленными, жадными до жизни.

В июне Акимову исполнится 70, но он и сейчас такой. Для балетных эти годы, конечно, не возраст — профессия держит в форме. Но не каждый ветеран решится делать класс вместе с молодежью, тем более на сцене Большого театра. А вот Акимов решился — вышел со своими учениками, продемонстрировал несколько комбинаций и сорвал овацию. Не потому что юбиляр, просто зрелище получилось на диво элегантным.

А дальше начался парад ведущих театров мира, где Акимов после окончания танцевальной карьеры преподавал и преподает. От Большого в адажио из «Спартака» выступили Екатерина Крысанова и Александр Волчков. И все бы замечательно, но танцевальную часть вечера организаторы предварили фрагментами из балетов юбиляра. В том числе тем же адажио с Татьяной Голиковой. Сравнение оказалось не в пользу молодых: по классу, подаче, чувству музыки и стиля поколение на экране превзошло тех, кто вышел на сцену.

Еще одной паре Большого театра — Ольге Смирновой и Артему Овчаренко — удалось избежать невыигрышных сопоставлений. Жан-Кристоф Майо поставил дуэт из «Щелкунчика» уже после того, как Акимов и его партнерши завершили танцевальную карьеру.

Денис Родькин и Нина Капцова, тоже представлявшие ГАБТ, пали жертвой собственных спокойных темпераментов и чужого репертуара. Нервная история «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера разворачивалась отдельно от их неторопливых перемещений.

В этот вечер вообще выиграли те, кто привез «родную» хореографию. Например, пара из Дании Ида Преториус и Андреас Каас с бурнонвилевской «Ярмаркой в Брюгге».

Хороши были Кристофер Эванс и Алина Кожокару в трогательном гамбургском Spring and Fall. Юмористический «Венский вальс» Леонида Якобсона вновь стал коронным номером мариинской пары в составе Екатерины Осмолкиной и Максима Зюзина. Орели Дюпон и Алессио Карбоне из Парижской оперы без остатка вписались в меланхолическую композицию авторства Бенжамена Милльпье.

Кульминацией вечера тем не менее стало па-де-де из старого доброго «Талисмана» Мариуса Петипа. Партию мужественного и элегантного Бога ветра в лучших традициях учителя исполнил Вячеслав Лопатин.

На поклоны вышли вместе — Акимов и гости. Служители несли цветы и корзины. Зрители аплодировали стоя. Не только Акимову, но и его блистательному поколению, равному которому по сей день нет и, возможно, уже не будет.