Пушкинский музей показывает коллекцию Ильи Зильберштейна

Среди экспонатов — набросок Рембрандта, черновики «Войны и мира» и меню обедов в усадьбе Репина
Сергей Уваров
Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

111 лет назад родился Илья Зильберштейн — ученый, коллекционер и инициатор создания Музея личных коллекций. Именно ему посвящена новая масштабная экспозиция ГМИИ им. А.С. Пушкина, которая будет находиться в здании личных коллекций до конца лета — очень долго для временной экспозиции. И пусть выставка «К 110-летию Ильи Зильберштейна» открылась год спустя после этой даты, ценности самого собрания данный факт ничуть не умаляет.

Куратор выставки Алла Луканова подчеркивает научную ориентацию экспозиции.

— За последнее время собрание Зильберштейна впервые показывается так широко и мастштабно. Здесь демонстрирует всё, чем занимался коллекционер в своей художественно-научной практике. Это был прежде всего ученый, который с научной точки зрения подходил к своему собирательству. Ему было важно не просто украсить интерьер шедевром, но поставить его в определенную ячейку концепции.

Около 300 работ в 11 залах охватывают все основные направления собирательства Зильберштейна, хотя и далеко не исчерпывают его коллекцию. Она составляла около 2 тыс. предметов изобразительного искусства, переданных в конце 1980-х Пушкинскому музею, и десятки тысяч документов, сохранившихся в архиве РГАЛИ и у вдовы ученого. На новой выставке посетители смогут увидеть предметы из обеих частей собрания — экспозиция сделана совместными усилиями ГМИИ и РГАЛИ.

Живописным работам и графике отведены второй и третий этажи музея, а на первом разместились документы. И хотя в Пушкинский музей посетители приходят в первую очередь за изобразительным искусством, приходится признать, что именно документальная часть экспозиции будет наиболее интересна широкой публике. Просто потому, что всем известных имен здесь больше. Жемчужина собрания — два прижизненных издания Пушкина с его собственноручными надписями.

Помимо них, под стеклом стендов расположились черновики «Войны и мира» (в центре — текст, записанный Софьей Толстой, по полям — комментарии и дополнения Льва Николаевича очень убористым почерком), многочисленные фотографии великих художников и писателей Серебряного века с дарственными надписями, письма Бакста, Кандинского, Гоголя, рукописи стихов Блока, Гиппиус, Бальмонта... Есть и забавные экспонаты. Например, меню званых обедов в усадьбе Ильи Репина. 11 мая 1911 года гости художника ели томаты с зеленью, фасоль по-итальянски, салат и борщ с гренками.

Экспонаты второй половины XIX — начала XX века являются самой интересной частью не только документальной, но и живописной части коллекции. Здесь мы видим среднеформатные полотна Репина (прекрасная «Украинка», акварельный портрет Стасова, выглядящий почти как фотография); рисунки Серова; акварельный эскиз «Отдыха на прогулке» Сомова, в чем-то даже более обаятельный, чем финальная версия в Русском музее; совершенно неожиданную графику Врубеля (попробуй разгляди в ней руку автора «Демона») и, наоборот, моментально узнаваемую серию эскизов Бакста к балету «Орфей».

Собрание западноевропейской живописи — более скромное. Хотя здесь есть Рембрандт («Авраам и Исаак на пути к жертвеннику», 1643). Зато отлично представлены западные художники XVIII — начала XIX века, работавшие в России. Они изображали преимущественно Петербург и загородные прогулки аристократов, что интересно даже чисто исторически, вне зависимости от художественных достоинств картин.

И все же избалованный первоклассными выставками западного искусства завсегдатай Пушкинского музея может испытать легкое разочарование. Но в данном случае важнее не громкие имена и размер полотен, а именно целостность собрания, его концепция и внутренняя драматургия. В конце концов, главной удачей Зильберштейна-коллекционера было сохранение своей коллекции в неприкосновенности — именно это было условием передачи ее Пушкинскому музею.