Консольная партия: первой российской приставке готовят софт на ОС «Аврора»

Кто будет производить гаджет и с какими сложностями могут столкнуться разработчики
Иван Черноусов, Валерий Кодачигов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Создатели отечественной мобильной операционной системы «Аврора» предложили использовать свой софт для управления российской приставкой, разрабатываемой по поручению президента РФ Владимира Путина. По их словам, у организации уже готов для этого соответствующий софт и перенесено несколько десятков популярных игр. Эксперты уверены, что созданием консоли могли бы заняться две крупнейшие отечественные компании по производству гаджетов — Fplus и GS Group. Главная сложность заключается в адаптации игр под девайс, считают специалисты.

Своя система

Разработчики операционной системы (ОС) «Аврора» предложили использовать свой софт для отечественной игровой консоли. Об этом «Известиям» рассказали в компании «Открытая мобильная платформа».

— Мы можем вносить в ОС возможности, которые нужны авторам игр. В том числе и на таких устройствах, как приставки или консоли, — рассказал «Известиям» генеральный директор Павел Эйгес.

По его словам, у организации для этого есть все инструменты. Например, «Аврора SDK» (Software Development Kit — ПО для создания софта) включает среду для написания кода и отладки, инструменты сборки программ и эмулятор (виртуальный образ) ОС, позволяющий разрабатывать приложения даже без наличия соответствующих устройств.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Справка «Известий»

27 марта президент Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос об организации производства игровых приставок и консолей в России. Срок выполнения — до 15 июня 2024 года.

— Среда разработки позволяет собирать приложения под все аппаратные платформы, на которых работает ОС. Многие движки написаны на языке С/С++ (один из самых популярных языков программирования, используемый при создании игр. — «Известия»), что позволяет переносить такие проекты, — сообщил Павел Эйгес.

По словам авторов проекта, сейчас под «Аврору» уже адаптировано несколько десятков игр. Их портированием занимаются в основном энтузиасты, использующие специализированный софт, написанный авторами системы.

— В основном это старые игры, открытый исходный код которых легко найти в интернете. Тем не менее такие проекты хорошо демонстрируют возможности платформы по графике и поддерживаемому оборудованию, — подчеркнул Павел Эйгес.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

8 апреля на конференции, посвященной созданию игр под отечественную ОС, компания Fplus (производитель гаджетов на «Авроре»), объявила о том, что готова профинансировать не менее 10 команд, портирующих проекты на российскую операционную систему до конца года. В качестве примера привели Grand Theft Auto 3 от американской Rockstar.

Кто может заняться производством приставки

Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что отечественную консоль могли бы производить две компании — Fplus и GS Group.

— Как разработчики «железа» они точно обладают всеми необходимыми компетенциями и экспертизой, — подчеркнул руководитель организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.

Эти компании несколько десятков лет занимаются производством компьютерной техники в России, поэтому для создания приставки было бы вполне логично задействовать существующие мощности, считает эксперт в области игр и киберспорта Ярослав Мешалкин.

В Fplus отказались от комментариев по поводу участия в этом проекте, но предположили, что новая консоль могла бы быть портативной, поскольку ее выпуск можно легко наладить по технологии OEM (создание оборудования по лицензии производителя).

Фото: Global Look Press/dpa/Britta Pedersen

— Достаточно быстро можно разработать такие приставки, как SteamDeck, которые представляют собой мобильный компьютер, либо стики (элементы управления персонажем) для Smart TV с достаточно простыми играми, — сказал руководитель направления розничных проектов ИТ-холдинга Fplus Антон Фомин.

В пресс-службе GS Group заявили, что компания — контрактный производитель электроники любой сложности. По консолям проведут оценку спроса, который организация готова поддержать с точки зрения разработки и производства.

Сложности при разработке приставки

Перенос видеоигр на новые, менее популярные операционные системы представляет собой сложную задачу, требующую значительных усилий как в техническом, так и в программном аспектах, подчеркнула исполнительный директор онлайн-школы в сфере геймдева и компьютерной графики XYZ Эмма Юсова.

— Если брать не слишком сложный проект, портирование на «Аврору» займет примерно два-три месяца, это сделать смогут два программиста. Но портируемые игры должны быть хорошо оптимизированы под конкретное «железо», а это уже достаточно трудная задача, — отметил Василий Овчинников.

Главное препятствие в создании отечественной консоли состоит в том, что все программы, выходящие на современные приставки, должны получить цифровой сертификат от платформодержателей. В нынешних условиях разработчики популярных западных видеоигр вряд ли захотят переносить свои продукты, пояснил креативный директор «Навигатора игрового мира» Александр Артемов.

Фото: Global Look Press/SVEN SIMON/Frank Hoermann

— Если этого не произойдет, то приставка будет нишевой консолью, ориентированной на сугубо российские игры и разработки дружественных стран, — сказал Ярослав Мешалкин.

Есть и второй путь портирования популярных продуктов на отечественный гаджет. Например, это могут быть эмуляторы. Однако этот процесс занимает очень много времени и ресурсов, подчеркнул специалист.

Но двигаться в направлении создания собственной консоли и проектов под нее, безусловно, нужно, так как это самый верный способ популяризировать российскую игровую индустрию и делать ее более привлекательной для конечного потребителя, резюмировал Ярослав Мешалкин.