МИД РФ вступился за турецких журналистов

Журналистам, написавшим о связях Анкары с исламистами в Сирии, грозит пожизненный срок
Николай Сурков
Фото: REUTERS/Osman Orsal

В Стамбуле 25 марта начинается суд над журналистами Джаном Дюндаром и Эрдемом Гюлем, опубликовавшими расследование о связях Анкары с исламистскими группировками в Сирии. Их обвиняют в государственной измене, попытке государственного переворота и поддержке террористов.

Уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил «Известиям», что в связи с очередным случаем преследования журналистов можно говорить «о продолжающейся череде грубых нарушений турецкими властями соответствующих международных обязательств в части, касающейся свободы СМИ и свободы слова, выражения мнения».

— Идет наступление на те СМИ, которые позволяют себе более или менее объективное освещение политики турецкого руководства, — считает дипломат. — Они подвергаются гонениям. Это не единственный пример. Некоторые журналисты уже получили тюремные сроки за оскорбление президента Эрдогана. Это череда фактов, подтверждающих порочный курс Анкары на закручивание гаек в этой области.

По словам дипломата, «одной из причин давления на СМИ является страх властей перед правдой, перед обличением противоправных действий, связанных с сирийской ситуацией, с теми нарушениями норм международного права, которые, к сожалению, продолжают допускать турецкие власти применительно к сирийской ситуации».

— Критические заявления со стороны ОБСЕ, Совета ООН по правам человека игнорируются. Это не должно сочетаться со стремлением Турции вступить в ЕС. Однако в последнее время под воздействием конъюнктурных соображений критика в адрес Анкары со стороны Брюсселя по части нарушений прав человека заметно приглушилась. Двойные стандарты в этой области недопустимы, — подчеркивает Константин Долгов.

Главному редактору газеты Cumhuriyet («Республика») Джану Дюндару и корреспонденту Эрдему Гюлю грозит пожизненное заключение. Причиной для их ареста и судебного преследования стала публикация изданием в мае 2015 года материала о поставках оружия в Сирию под видом гуманитарной помощи. К статье прилагались фотографии и ссылка на размещенное в сети видео, сделанное в январе 2014 года, в котором показан грузовик с боеприпасами, направляющийся из Турции в Сирию.

Директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков рассказал «Известиям» о политической составляющей этого дела.

— Турецкая разведка, которая подконтрольна Эрдогану, осуществляла операцию по переброске различных грузов в сторону Сирии. Размах был очень широким. Но пограничная служба, которую тогда контролировали политические противники президента, попыталась помешать движению грузовиков и привлечь СМИ. Это привело к конфликту, который закончился чистками в МВД, а все записи, которые сделали журналисты, были удалены.

Правительство опровергло информацию о поставках оружия сирийской оппозиции, и в июне президент страны Реджеп Тайип Эрдоган подал в суд на главного редактора и корреспондента. Турецкий лидер потребовал для журналистов два пожизненных срока и еще 42 года заключения.

Президент Эрдоган лично угрожал Дюндару, что он «жестоко поплатится» за свою публикацию. Журналисты были арестованы 27 ноября 2015 года, но в конце февраля Конституционный суд, который считается неподконтрольным президенту, постановил, что арест проводился с нарушениями и освободил их под подписку о невыезде.

— Суд над журналистами будет показательным, чтобы остальным было неповадно, — считает Владимир Аватков. — Анкара стремится показать всему миру, что она является самым активным борцом с терроризмом и больше всех страдает от него. Хотя в последнее время все больше доказательств, что Турция сотрудничала и сотрудничает с ИГИЛ. Все, кто противоречит этой линии, жестко караются.

Как отметил эксперт, преследуя Дюндара и Гюля, турецкое руководство «распишется в своей причастности к поддержке вооруженных групп в Сирии».

Схожих взглядов придерживается Мустафа аль-Лаббад, директор Центра региональных и стратегических исследований Аль-Шарк (Каир, Египет), эксперт дискуссионного клуба «Валдай».

— Последние события показывают, что Турция находится в топе опасных для деятельности журналистов стран, — говорит «Известиям» аль-Лаббад. — Это, конечно, не европейский стиль управления. Сейчас Эрдоган пытается трансформировать политическую систему — в ближайшее время он планирует объявить о референдуме, который, по его замыслу, введет в стране конституцию, устанавливающую президентскую республику. Действиями в отношении журналистов Эрдоган пытается нейтрализовать и запугать оппозицию. Сегодня многие турки бояться, что в стране будет установлен тоталитарный режим, причем под прикрытием НАТО — а это совершенно новое явление.