По России на «ГАЗели», а в Европу — на Hyundai

Любовь Востокова

Оборот российского рынка услуг растет — к началу прошлого года, по данным Росстата, он составил 74,6 трлн рублей, доля транспортных услуг заняла в нем 18%. Стабильным спросом пользуются услуги по переезду квартир и офисов, к тому же их популярность традиционно возрастает в весенне-летний период. Что готов предложить рынок коммерческих грузоперевозок переезжающим гражданам?

По мнению экспертов, главные новшества последних лет — переход крупных игроков рынка из офлайна в онлайн, появление сайтов-агрегаторов, рост предложений комплексных услуг, таких как переезд «под ключ», увеличение числа международных переездов и замена большегрузов небольшими развозными машинами — как отечественными, так и импортного производства.

Ветер перемен

Если раньше большинство переездов осуществлялось «своими силами» — на своем автомобиле или с привлечением знакомого водителя, то сейчас модель поведения пользователя поменялась: человек выходит в интернет и ищет там решение своей задачи. Так, перевозчики, не работающие онлайн, по сути, перестали существовать для своих клиентов. Пустующую нишу заняли специализированные мувинговые компании. Корпоративные клиенты охотно платили за сервисы по организации переезда, сокращая перерыв в работе офиса и избавляя себя от лишней «головной боли». В процессе формирования рынка появилась сегментация заказчиков: одним нужен был комплексный переезд «под ключ», другим — перевезти диван или шкаф на дачу. Второй тип заказчиков был не особенно интересен мувинговым компаниям, зато привлекал индивидуальных перевозчиков с одной «ГАЗелью». Такие заказчики и исполнители искали друг друга на различных досках объявлений в интернете. В последние 5 лет эту нишу стали активно осваивать онлайн-интеграторы, которые предоставляют площадки для размещения заказов и поиска перевозчиков под конкретные условия. «Наш сервис работает по принципу биржи: заказчик размещает заявку, перевозчики торгуются за заказ, снижая цену и предлагая конкретные условия, — рассказал Антон Коновалов, основатель онлайн-сервиса грузоперевозок «Везет Всем». — В итоге клиент получает возможность сэкономить до 70% от стандартной цены перевозки, в основном за счет отправки попутным грузом, а исполнители, индивидуальные перевозчики и транспортные компании получают стабильный поток заказов». Сейчас в базе сервиса 130 тыс. зарегистрированных перевозчиков, клиенты размещают до тысячи заявок в день, а оборот выполненных заказов за прошлый год составил порядка $8 млн.

«Компании-агрегаторы оптимизируют перевозки, поскольку сегодня одна из основных проблем логистики — недозагрузка: около 60% грузовиков, которые мы видим на дорогах, едут «порожняком», — объясняет Денис Кутергин, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com. — Агрегаторы, различные сервисы по догрузу и самостоятельные диспетчерские, у которых нет своего автопарка, решают эту проблему и ищут заказчиков». Грузоперевозки занимают около 10% всех ежедневных заказов сервиса, и это в пять раз больше, чем в 2014 году. Средний чек на услуги коммерческого транспорта составляет 3 тыс. рублей, но если речь идет о междугородной перевозке, то стоимость повышается — в среднем до 15 тыс. рублей. По наблюдению эксперта, в связи с экономической ситуацией даже корпоративные клиенты все чаще обращаются к частникам, потому что это намного дешевле, а искать их на агрегаторах — просто и быстро. При этом многие частники, предоставляющие услуги грузоперевозки, вынуждены оформлять ИП, чтобы не терять большой поток новых заказов от компаний, которым важно совершить безналичную оплату и получить все необходимые документы от перевозчика.

«Проверка наличия всей необходимой для составления договора документации со стороны перевозчика обязательна для компании, которая хочет, чтобы ее груз был доставлен в пункт назначения вовремя и в полной сохранности», — предупреждает Константин Ерофеев, руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК «АвтоСпецЦентр». Это может показаться формальностью, но на практике таким образом можно избежать массы проблем, как во время перевозки вещей, особенно через государственные границы, так и в случае предъявления претензий, если по вине перевозчика груз пришел в негодность или вовсе не дошел до места назначения.

Все включено

«Ошибка в выборе исполнителя может дорого обойтись, — соглашается Антон Коновалов. — Мы решаем этот вопрос в том числе с помощью клиентских отзывов и статистики работы исполнителей на сайте. Лучшие перевозчики получают бонусы от нашей системы и специальные привилегии, а тех, кто оказывает некачественные услуги, мы исключаем из базы». По мнению эксперта, выбирая мувинговую компанию самостоятельно, стоит изучить отзывы о ней, а также пообщаться с реальными заказчиками, которые перевозили сложные грузы или пользовались комплексными услугами, например, переездом «под ключ».

Переезд «под ключ» вообще очень удобен, если финансы позволяют, стоит заказывать именно его — он включает услуги грузчиков, услуги по сборке/разборке мебели и упаковке вещей, страхование груза на время поездки, помощь в оформлении документов и прохождении таможни, что особенно важно при международных переездах. Кстати, число таких дальних переездов растет: уже 7% заявок на том же сервисе «Везет Всем» формируют клиенты, переезжающие в Европу — в Барселону, Ниццу, Париж и так далее. Но даже если речь идет о переезде из Москвы в Подмосковье, можно снижать до минимума цену самой перевозки, однако есть два пункта, на которых экономить не стоит, — это упаковка и грузчики. Специальные коробки для переезда, а также услуги одного-двух помощников стоят сравнительно недорого, но гарантированно избавляют от неприятностей при перемещении вещей. «Если нужно перевезти хрупкие и негабаритные грузы, например рояль, антикварную мебель, лучше сразу заказать бригаду профессионалов со специальным оборудованием, — советует Антон Коновалов. — Стремление «справиться самим» приведет к плачевным последствиям».

Высокого уровня сервиса и доступа к современным инструментам, обеспечивающим надежность, требует сама конъюнктура рынка. Зачастую заказчики хотят видеть фотоотчеты погрузки и выгрузки, иметь возможность отслеживать перемещение перевозчика в онлайн-режиме. Эксперты сходятся во мнении, что с рынком грузоперевозок случится то же самое, что сейчас происходит со службой такси: частники с низким уровнем услуг будут вытеснены высококлассными исполнителями, открыто демонстрирующими свои преимущества. Система перевозок станет «чистой» и кристально прозрачной.

На чем поедем?

Подавляющее большинство перевозок осуществляется развозными автомобилями, такими как «ГАЗель» или Hyundai Porter. Подобных машин обычно достаточно для переезда квартиры или небольшого офиса. К тому же они могут работать на территории внутри ТТК, въезд на которую ограничен для грузовых машин. Ограничение действует с середины 2013 года, и с этого времени растет спрос на небольшие развозные машины, которым не нужен пропуск. Введение системы взимания платежей с большегрузов «Платон» также подстегнуло многие некрупные транспортные компании к смене профиля: вместо грузовиков массой свыше 12 т, подпадающих под налог, они закупили развозные авто и переключились на внутригородские перевозки и маршруты в пределах одного региона.

«Для перевозок в пределах России вполне подходят подержанные отечественные грузовики в хорошем состоянии, — считает Константин Ерофеев. — В случае если им будет необходим срочный ремонт или модернизация, это не составит труда, да и стоить будет недорого». А вот с перевозкой грузов через границы, особенно из России в Европу, дело обстоит иначе, и тут необходимы новые или подержанные, но с небольшим пробегом импортные грузовики. «Необходимо тщательно следить за соответствием технического состояния грузовиков всем нормам, принятым в Европейском союзе. Их весьма много, соблюдение каждой строго контролируется, и, более того, эти нормативы несколько жестче, чем аналогичные российские стандарты», — объясняет эксперт. Покупая транспорт европейского производства, компания-перевозчик может сразу же обеспечить соответствие своего автопарка этим нормам, без дополнительных модернизаций. Оптимальным решением для грузов объемом более 1 т станут Fiat Ducato, Citroen Jumper, Pegeout Boxer, для грузов, не дотягивающих до тонны, — Ford Translit и Renault Master, но подойдет и не европеец — тот же корейский Hyundai Porter.

«Автопарк становится моложе и дороже, — отмечает Антон Коновалов. — Поломка машины может стоить перевозчику потери клиента и заработка, поэтому надежность транспортного средства выходит на первый план». Кроме того, наличие нового авто положительно воспринимается клиентами и служит дополнительным конкурентным преимуществом.