Примерно каждый десятый россиянин (11%) хотел бы воспользоваться услугами частных домов престарелых для ухода за пожилыми родственниками. Такие данные в ходе опроса получили Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) и НПФ «Благосостояние» («Известия» ознакомились с результатами исследования до официальной публикации). В исследовании отмечается, что за услуги частных стационаров россияне готовы платить около 21 тыс. рублей ежемесячно — более чем в два раза больше текущих средних расходов на обеспечение постоянного ухода за пожилыми родственниками (9,6 тыс. рублей). Однако эксперты отмечают, что россияне плохо осведомлены об истинной стоимости услуг по уходу за пожилыми, и сомневаются, что такой бизнес будет развиваться в стране в ближайшие годы.
По данным Росстата, более 58 млн россиян — пожилые люди, которым требуется постоянный уход (39% населения страны). Как правило, родственников в России направляют в стационар, если в домашних условиях поддерживать старого и больного человека становится тяжело.
Частные дома престарелых распространены в США, Северной и Западной Европе, Японии. В нашей стране пока такая практика не развита. НАФИ и НПФ «Благосостояние» выяснили, что сейчас к услугам государственных стационаров прибегает 4% россиян, а частных — и вовсе менее 0,5%. В основном в таких заведениях проживают люди старше 80 лет. Еще 2% граждан для ухода за пожилыми родственниками нанимают сиделок. Но авторы обзора предполагают, что в ближайшее время к услугам частных домов престарелых будут прибегать чаще, поскольку каждый десятый россиянин хотел бы доверить уход за пожилыми родственниками негосударственным заведениям.
В пользу этого выбора говорит несколько факторов. Для того чтобы попасть в государственный стационар, потребуется дождаться очереди. В начале 2009 года примерно в 1,5 тыс. государственных российских домах престарелых и инвалидов, а также психоневрологических интернатах проживало 240 тыс. человек. В очереди числилось еще 18 тыс. По последним данным на 2015 год, в стране действует 1534 государственных стационарных медико-социальных учреждения, в которых проживают более 240,4 тыс. человек. Своей очереди дожидаются более 20 тыс. человек. Медперсонала не хватает, на одну медсестру в самых неблагополучных заведениях приходится до 20 пациентов. При этом, как отмечает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Любовь Храпылина, людям нужно объяснять, что даже содержание в государственных заведениях является платным — 2/3 пенсии постоялец обязан отдавать учреждению.
— Исключение составляют совсем незащищенные граждане, которые не заработали на пенсию. Их содержат бесплатно, — подчеркнула Храпылина.
В частных домах престарелых (появились в РФ в 1993 году) условия содержания пожилых людей лучше. Однако сеть частных заведений развита недостаточно. Точной статистики нет, но в Москве, например, около десятка частных пансионов для пожилых людей, в которых живет примерно 150 стариков. Кроме того, практически все частные стационары предпочитают принимать более-менее дееспособных пожилых, которые могут хоть как-то позаботиться о себе. И количество койко-мест в частных стационарах ограничено: как правило, частные заведения вмещают не более 20–30 человек.
Но опрошенные граждане готовы платить, заявив, что могут выделить на достойный уход за родителями 250 тыс. рублей. По мнению профессора РАНХиГС, люди плохо представляют себе, сколько реально стоит содержание в хороших учреждениях.
— Даже если нанимать сиделку, то это минимум 30 тыс. рублей в месяц, а если помощь нужна круглосуточно, то тогда сумму надо умножать минимум на два, — продолжает Любовь Храпылина.
По словам руководителя проектов НАФИ Сергея Антоняна, подавляющее большинство опрошенных (88%) считает, что государство обязано частично или полностью оплачивать уход за пожилыми людьми в специализированных учреждениях и на дому. При этом, указывает он, 77% участников исследования заявили, что согласны нести расходы по уходу за пожилыми родственниками.
Правда, немногие россияне надеются на помощь детей в старости. Как показал опрос, граждане (63% опрошенных) предпочитают позаботиться о старости самостоятельно, например, за счет страховки, 76% опрошенных уверены, что для обеспечения долговременного ухода в старости нужно сберегать и инвестировать.
Заместитель исполнительного директора НПФ «Благосостояние», председатель совета НП «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению» Наталья Курачева отметила, что старение населения России требует создания развитого рынка услуг по уходу за пожилыми. А это и привлечение огромных инвестиций в специализированную недвижимость для пожилых, и создание устойчивого операторского бизнеса в сфере ухода, и ответственное финансовое поведение населения. По ее мнению, результаты первого проведенного исследования показывают, что спрос на качественный уход есть и будет расти.
В этом сомневается замдиректора Института развития социального страхования Дмитрий Алексеев, который уверен, что сейчас нет условий для развития такого частного бизнеса по уходу.
— Эта тема была популярна лет пять назад, когда у людей были излишки доходов, а иностранные операторы присматривались к России. Но для развития их бизнеса сейчас нет условий — продолжительность жизни у нас в стране ниже, чем в развитых странах. Значительно ниже у нас и доходы, — отмечает он.
Любовь Храпылина отмечает, что правы те пожилые люди, которые самостоятельно решают вопрос ухода за собой. Например, за счет договора пожизненной ренты. Правда, подчеркивает она, если этим занимаются надежные структуры, а не теневой сектор. Кроме того, она полагает, что своего рода семейные договоры могли бы заключаться и между родственниками.
— Если родственник хочет получить наследство, то даже по Семейному кодексу, не говоря уже о моральном, он должен заботиться о своем близком, поддерживать его, — добавляет она.
Также эксперт уверена, что социальные службы должны больше уделять внимания социальной рекламе, объясняя возможности, которые есть для обеспечения ухода за пожилыми людьми.