Переждать, пока погода прояснится, дешевле, чем менять аэродром

Пилоты идут на риск, чтобы избежать штрафов и финансовых потерь для авиакомпании
Роман Крецул
Фото: REUTERS

Спасатели продолжают собирать засыпанные снегом обломки «Боинга» авиакомпании FlyDubai, потерпевшего крушение в аэропорту Ростова-на-Дону. Работают в три смены, ожидается, что работы будут закончены в ночь на воскресенье. На месте трагедии уже обнаружены бортовые самописцы лайнера. В Следственном комитете сообщили, что они находятся в нормальном состоянии, и заверили, что расшифровка будет сделана как можно быстрее.

В настоящее время следствие рассматривает три основные версии: техническая неисправность, сложные погодные условия и ошибка экипажа. Что касается первой версии, то пока никаких свидетельств того, что у самолета были какие-то неполадки, нет, хотя этого пока никто и не исключил. Метеоусловия, в которых самолет пошел на посадку, действительно были сложными, причем настолько, что ему пришлось кружить над аэропортом около двух с половиной часов. А во время самой посадки произошло что-то такое, что борт резко потерял высоту и в итоге ударился о землю, не долетев до полосы.

Открытыми остаются несколько вопросов: должен ли был командир экипажа отменять посадку и уходить на другой аэродром, все ли правильно сделали пилоты во время снижения и, наконец, что в последние секунды сменило траекторию движения воздушного судна.

Что касается первого, то, как отметил в интервью «Известиям» председатель Ассоциации аэропортов России Виктор Горбачев, воздушная гавань не была закрыта, а это означает, что погодные условия были не настолько плохими: даже если в конкретный момент заход на посадку из-за погоды невозможен, через некоторое время ситуация может измениться. Этого и ждал экипаж.

«Если аэродром не может принимать самолеты — поверхность полосы обледенела, например, то аэропорт закрывается, а подлетающим воздушным судам советуют лететь на другие аэродромы. Но если просто плохие метеоусловия — к примеру, плохая видимость, то обычно это сообщается командиру корабля: такая-то видимость, такие-то метеоусловия, такой-то коэффициент сцепления на взлетно-посадочной полосе, и командир сам принимает решение в соответствии со всеми международными нормами. Ему не диспетчер говорит садиться или не садиться, а сам командир решает. Перед вылетом командир приходит на брифинг в штурманское отделение аэропорта, где ему рассказывают, куда ему лететь, какие метеоусловия, какие запасные аэродромы», — говорит Горбачев.

Лететь на запасной аэродром в этой ситуации означает повлечь серьезные расходы авиакомпании, которая за такое штрафует, а, кроме того, это приводит к задержке всех дальнейших рейсов этого борта. По мнению Виктора Горбачева, командир корабля, судя по всему, решил немного переждать, пока погода прояснится, — это намного дешевле, чем лететь на другой аэродром. «Потом он взял на себя ответственность, посчитал, что он может совершить посадку в этих условиях, — сказал эксперт. — Он сообщил об этом диспетчеру, и тот сказал: хорошо. Но ответственность лежит только на командире. Потому что ему все было сообщено».

Он предположил, что произошедшее в последние секунды может объясняться климатическим эффектом — сдвигом ветров: на разных эшелонах они дуют с разной силой и в разных направлениях. Предусмотреть это невозможно. По мнению Горбачева, следовало все же перестраховаться и уйти на другой аэродром. «Обычно все на наших пилотов сваливают, что они действуют на авось. Оказывается, не только у нас такое есть, но и во всем мире. Командир экипажа посчитал, что справится», — отметил эксперт.

:

Летчик-испытатель: «В такой ситуации экипаж уже не мог спасти самолет»

Три ошибки Аристоса Сократуса. К катастрофе могла привести целая серия ошибок командира экипажа