«Желаю Махарбеку Вазиеву стальных нервов»

Экс-худруки Большого балета посоветовали новому руководителю решить кадровый вопрос и не забывать про классику
Марина Иванова
Фото: РИА НОВОСТИ/Рамиль Ситдиков

Махарбек Вазиев приступил к обязанностям директора балета Большого театра, сменив на этом посту Сергея Филина, который возглавил Мастерскую молодых хореографов.

Чем новый руководитель должен озаботиться в первую очередь?

С этим вопросом «Известия» обратились к коллегам Вазиева, в разные годы возглавлявшим балет ГАБТа.

Худрук театра «Русский балет», народный артист СССР Вячеслав Гордеев (руководил Большим балетом в 1995–1997 годах) считает, что «сейчас труппа танцует слишком много современных спектаклей и это не соответствует задачам, которые она должна выполнять по своему статусу и творческому направлению».

— Современные спектакли появляются и быстро уходят из репертуара. Это всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. А Большой театр все-таки — пушка, — заметил народный артист.

Приоритетность вывода классики из тени очевидна и для хореографа, заслуженного артиста России Юрия Бурлаки (2009–2011).

— Классический репертуар — основа и фундамент любого академического театра. Современность и классика должны быть в балансе. Сейчас этот баланс нарушен. У такого театра, как Большой, классики должно быть больше, — сказал Бурлака.

По его мнению, Вазиев сможет привнести в репертуар Большого театра «разумное равновесие», поскольку при его руководстве Мариинский театр «вовсе не прозябал» — там было много классических и неоклассических спектаклей, достаточно появлялось и современных постановок.

Балетмейстер-репетитор Большого театра, народный артист СССР Борис Акимов (2000–2003) полагает, что в первую очередь новый руководитель должен заняться «кадровым поиском».

— Необходимо пройтись свежим взглядом — может быть, кого-то из талантливой молодежи мы просмотрели, — сказал Акимов.

По его словам, важно также с первых же дней установить с труппой хороший контакт.

— Будет контакт — будет хорошая атмосфера и соответственно творческий результат. Не всегда это легко, поэтому желаю ему стальных нервов. Труппа огромная. Разные характеры, амбиции. Руководитель такого коллектива сродни слаломисту, который каждый день проходит сложную трассу, — подытожил народный артист.

Расхожие опасения, что Вазиев, представитель академичной петербургской школы, будет прививать эмоциональным москвичам чуждый им стиль, экс-худруки считают необоснованными.

— Махар долго работал в Италии, то есть он уже не может назвать себя патриотом Мариинки, — смеется Вячеслав Гордеев.

— Мы все воспитанники одной русской школы. Есть нюансы, но не думаю, что ему будет сложно с ними работать, — считает Юрий Бурлака.

А Борис Акимов уверен, что петербургская точность, которой новый руководитель может обогатить стиль Большого балета, пойдет труппе на пользу.

Заслуженный артист России Махарбек Вазиев был солистом Мариинского театра (1979–1995 годы), затем руководителем его балетной труппы (1995–2008), с 2009 года — директор балетной труппы миланского театра «Ла Скала», 18 марта 2016 года вступил в должность директора балетной труппы Большого театра.