Путин назвал ужасным число жертв ДТП в России

Президент и президиум Госсовета обсудили безопасность дорожного движения
Егор Созаев-Гурьев, Роман Крецул
Фото пресс-службы президента России

В Ярославе на выездном заседании президиума Государственного совета обсуждали меры по повышению безопасности дорожного движения. Президент Владимир Путин назвал эти задачи важнейшими для страны, так как высокая аварийность на дорогах негативно сказывается на демографических и социально-экономических показателях.

— Уровень безопасности дорожного движения напрямую влияет и на устойчивость социально-экономического развития, на эффективную работу всей транспортной инфраструктуры России. За прошедшие годы количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 11,8%, существенно уменьшились социальный и транспортный риски. При этом уровень автомобилизации в стране возрос более чем в полтора раза. Сейчас во многих городах на тысячу жителей приходится в среднем по 300 машин, — сказал президент.

Глава государства отметил, что число машин в стране будет только расти, это вызов для властей, и нужно сделать всё, чтобы автомобилизация не вела к увеличению числа жертв на дорогах.

— За прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более 3 млн человек, погибло при этом, обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру, за десятилетие, 350 тыс. человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям, — отметил Владимир Путин.

В прошлом году отмечен рост нарушений на пешеходных переходах. Всего зафиксировано около 19 тыс. таких нарушений, в результате погибло более 1 тыс. человек.

В результате ДТП в районе дорожных работ, сам факт которых обозначен недолжным образом, в прошлом году погибли 20 человек. Дело в том, что стандарты информирования о дорожных работах также толком не обозначены в законе.

Владимир Путин считает, что система европротоколов — оформление ДТП, в котором есть только материальный ущерб, без участия сотрудников ГИБДД, — должна стать основной процедурой фиксации аварий. Заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов отметил, что пока 90% ДТП, где вред принесен только машине, всё равно оформляются сотрудниками Госавтоинспекции. Миронов предложил полностью перейти на европротоколы уже с 1 января 2017 года.

Участники рабочей группы госсовета — министр транспорта Максим Соколов и губернатор Владимирской области Светлана Орлова фиксируют снижение квалификации водителей. Глава Минтранса предложил ввести административную ответственность за нарушения правил безопасности пассажиро- и грузоперевозок. Члены президиума Госсовета говорили о необходимости перевода средств, получаемых за штрафы автомобилистов, напрямую в региональные дорожные фонды. Это предложение Минфин поддержал.

— Складывается впечатление, что мы легко относимся к этой проблеме, как к какой-то бытовухе. Количество транспорта резко увеличивается. Качество дорожной сети отстает. Нужно, оценив ситуацию, реагировать адекватно складывающейся ситуации. Но мы этого не сделали. Поэтому такие потери на дорогах — кошмар, — сказал в конце совещания Путин и призвал работать по теме безопасности дорог «не от совещания к совещанию», а регулярно.

По мнению президента, стандарты поведения на дорогах нужно закладывать с детства, изучать основы ПДД в школах и даже в детсадах. До начала мероприятия Владимир Путин принял участие в акции «Добрый знак», которую проводят в Ярославе. Все желающие фотографируются на фоне знака «Осторожно, дети» и выкладывают в соцсети с хештегом «Добрый знак» — таким способом областная администрация напоминает водителям о необходимости снижать скорость возле таких знаков. Президент в окружении детей сфотографировался на фоне такого же знака.

Пока шло заседание Госсовета, «Известия» связались с экспертами, которые поделились своим видением проблемы.

Бывший глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров напомнил, что последнее заседание Госсовета, посвященное этой теме, проходило около 10 лет назад «и после него определенные сдвиги в лучшую сторону есть. Кроме того, президент практически через каждое послание вспоминает об этой проблеме, напомнил сенатор.

По мнению экспертов, одна из ключевых проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, — это отсутствие единого государственного органа, ответственного за происходящее на дорогах. Владимир Федоров считает, что необходимо более четко разделить обязанности между Минтрансом и МВД: последнее должно выполнять контрольные и надзорные функции, а Минтранс — определять госполитику в области безопасности.

— И надо наводить порядок в регистрации транспортных средств, — говорит Федоров. — Не может просто так физическое лицо владеть огромным грузовиком или пятидесятиместным автобусом. Ведь на него не распространяются требования по предрейсовому осмотру, режиму труда и отдыха. Нужно оформляться как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что снижение аварийности и смертности может быть обусловлено двумя причинами: во-первых, за последний год на дорогах из-за кризиса снизилось количество транспортных средств. А во-вторых, жители России начали массово избавляться от старых отечественных автомобилей, не оборудованных системами безопасности.

— Все набрали кредитов и купили машины, в которых системы безопасности худо-бедно защищают. Поэтому и последствия ДТП менее тяжелые, — заключил эксперт.

Ранее «Известия» сообщали, что, согласно недавним исследованиям, до 40% ДТП происходит на участках дорог, «не соответствующих режимам движения». Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев заявил «Известиям», что 30% тяжелых происшествий связаны с выездом на встречную полосу, поэтому необходимо физически разделить направления движения.

— Сейчас при строительстве дорог так делают. Практически все федеральные трассы оборудуют разделительной полосой — либо газон, либо отбойники ставят, — сказал он. Но пока таких трасс мало, даже вокруг Москвы.