Джейн с ружьем

Попытка феминизации вестерна, предпринятая Гэвином О'Коннором, оказалась неудачной
Анастасия Рогова
Кадр из фильма «Джейн берет ружье». Фото: kinopoisk.ru

Вестерн переживает возрождение — самые серьезные режиссеры обращаются к этому жанру. Достаточно упомянуть Квентина Тарантино («Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка») и Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Выживший»), собравшего рекордное количество кинонаград во главе с «Оскаром».

Конечно, возродить классический вестерн никто не пытается — сегодня это никому не интересно, а потому режиссерам приходится искать нестандартные решения.

Гэвин О'Коннор решил замахнуться на главное — вместо сурового мужчины главным героем фильма становится хрупкая женщина Джейн в исполнении Натали Портман.

Джейн, впрочем, шутить не любит. Она умеет не только вести хозяйство на одинокой ферме и лихо скакать в седле, но и отлично обращается с ружьем и кольтом. Тем более повод к тому самый серьезный. На Джейн и ее мужа охотятся головорезы: с первых кадров зрителю ясно, что кровавой перестрелки не избежать.

Но взяв в руки ружье, Джейн берет на себя слишком много. Чтобы выжить в мире мужчин, склонных к насилию, самой владеть оружием — мало.

Подчеркнутая женственность и хрупкость Джейн, несмотря на ее целеустремленность, чужды окружающей среде. И героиня поступает так, как любая женщина поступила бы на ее месте, — ищет себе покровителя. Таковым становится бывший жених Джейн, который (как удобно!) живет на соседней ферме. Поломавшись для вида, ветеран войны Ден Фрост (Джоэл Эдгертон) едет решать проблемы. Надеясь, разумеется, вернуть любовь Джейн.

Главный недостаток картины — предсказуемость. Неприятности Джейн — от ее же недальновидности. Драма надуманна и банальна. Хромающий сюжет ведет к ожидаемо слащавому финалу, как в постановочном телешоу для домохозяек.

По законам в конце хороший парень должен перестрелять плохих. Но это не повод превращать финал в розовую сказку с очевидным моральным выводом. Страшась перегнуть палку с негативом, создатели картины постарались совместить драму и романтическую Love Story. В итоге не получилось ни того, ни другого.

Все мужчины вертятся вокруг Джейн, как будто она единственная женщина на весь Дикий Запад. И все кольты гремят в ее честь. Героине Портман не хватает жесткости и собранности. Веришь ее слезам, но не ее ненависти.

Плохо прописаны и детали быта. Например, ферма, на которой живет Джейн, а также городок, где разворачивается действие, выглядят как на скорую руку сколоченные декорации. Мебель условна, поля пусты, скотина отсутствует. Чем питаются Джейн и ее супруг посреди голой степи — неизвестно.

Вероятно, режиссер ориентировался на лучшие образцы вестерна, но на выходе получилась калька с худших. Тех, в которых картонные герои общаются шаблонными фразами, а перестрелки чередуются сценами из трагического прошлого героев, в котором зрителю так и не удается увидеть причину истории.

Все-таки в вестерне персонажи должны стрелять, а не рефлексировать и страдать от недопонимания. Для этого есть совсем другие сюжеты.