Множество — сила: профсоюзы заблокировали грузоперевозки в Финляндии

Рабочий класс протестует против сокращения социальных расходов
Виктор Неделин
Фото: TASS/AP/KIMMO BRANDT

В Финляндии началась двухнедельная забастовка, затронувшая ряд стратегических отраслей государства — в частности, заблокировавшая работу железной дороги и портов. Это далеко не первая стачка в стране — они идут на протяжении уже двух лет. В бюджете государства не хватает денег, и пришедшее к власти в прошлом году правое правительство пытается сократить расходы за счет урезания социальных льгот. Сами трудящиеся с этим, естественно, не согласны и добиваются, чтобы правительство смягчило реализуемую им реформу рынка труда. Кабинет министров, однако, на компромиссы идти категорически отказывается, что приводит ко всё новым и новым стачкам. Подробности — в материале «Известий».

Поводы для недовольства

Весной 2023 года в Финляндии состоялись парламентские выборы, по итогам которых социал-демократов во власти сменил кабинет, сформированный Коалиционной партией, «Истинными финнами», христианскими демократами и финской Шведской народной партией. Приняв полномочия, новое правительство обнародовало список изменений, которые будут произведены на рабочем рынке. Во-первых, сотрудника станет гораздо проще уволить. Во-вторых, в правительстве решили, что отныне работодатели могут заключать срочные трудовые контракты — раньше такой договор должен был заключаться на неопределенный срок.

Фото: Global Look Press/IMAGO/Heikki Saukkomaa

В-третьих, предполагается изменить систему оплаты больничных отпусков — так, чтобы первый день не оплачивался. В-четвертых, предложены ступенчатое снижение пособия по безработице, отмена пособия, выделяемого взрослым финнам, получающим образование, и уменьшение детских выплат. В-пятых, кабинет премьер-министра Петтери Орпо вознамерился серьезнейшим образом ограничить право трудящихся на забастовку — она не должна будет превышать по времени одного дня. В-шестых, власти хотят наделить работодателей дополнительными возможностями по снижению зарплат трудящимся, увеличению трудового времени и ухудшению условий отпуска. Частично эти меры уже одобрены финским парламентом, где заправляет коалиционное большинство, частично их еще предстоит рассмотреть.

Правительственные реформы до крайности возмущают простых финнов тем, что власти крайне трепетно относятся к интересам богачей и не желают обложить их высокими налогами, как того требуют трудящиеся. Тем временем основная масса населения беднеет. В ходе исследования, проведенного финским Союзом потребителей в начале осени 2023-го, выяснилось, что четверть жителей Суоми считают, что находятся в трудном финансовом положении — или на его грани. Более половины опрошенных заявили, что увеличение расходов даже на €100 поставит их в крайне затруднительную ситуацию. Кстати, предыдущий опрос на эту тему проводился осенью 2022-го — и тогда лишь около 20% респондентов рассказали, что скатились в бедность или балансируют на ее грани.

Фото: TASS/EPA/KIMMO BRANDT

На протяжении всего 2023 года Финляндию лихорадило забастовками, причем одна из самых крупных стачек, в которой приняли участие работники транспортной сферы, работники промышленных предприятий, сферы услуг и строители, состоялась 14 декабря. Но и в этом году бастуют в Финляндии постоянно, причем представители самых разных отраслей. Так, 31 января началась забастовка транспортников — профсоюзы, связанные с перевозками, организовали серию однодневных акций протеста. Забастовка на время парализовала, например, большую часть авиасообщения Финляндии — авиакомпания Finnair отменила почти все рейсы, запланированные на 2 февраля. Движение поездов дальнего следования и пригородного сообщения на сутки остановилось полностью (не считая ночных поездов в северный регион государства), встали метро и трамваи. Временно оставили свои рабочие места сотрудники магазинов, ресторанов и гостиниц. Кроме того, бастовали работники доков и портов. Не остались в стороне и сотрудники почты.

Договориться не получилось

6 февраля в городах Хельсинки, Тампере и Турку стартовала стачка, организованная Центральной организацией профсоюзов профессиональных и управленческих кадров (Akava). К этой акции протеста присоединился и профсоюз работников социальной сферы (Talentia), представляющий работников сферы дошкольного образования. А на период с 14 по 16 марта финский Индустриальный профсоюз (Teollisuusliitto) приостановил работу некоторых предприятий тяжелой промышленности страны. В акции приняли участие около 60 тыс. работников технологической и химической отраслей, а также предприятий по механической обработке древесины.

Фото: Global Look Press/Ingram Images

Председатель Teollisuusliitto Рику Аалто заявил, что считает эту забастовку полностью оправданной, так как правительство, по его словам, не выразило никакого желания прислушаться к мнению профсоюзов. Действительно, министр экономического развития Вилле Рюдман обрушился с жесткой критикой на профсоюзное движение, назвав его «мафией Хаканиеми» (штаб-квартира Центральной организации финских профсоюзов находится в здании у площади Хаканиеми в Хельсинки). По мнению Рюдмана, профсоюзы на самом деле не интересуются ни сохранением рабочих мест, ни конкурентоспособностью Финляндии, ни экономическим ростом, ни интересами отечества или работников.

В начале марта финские профсоюзы сообщили, что 11-го начнут новую крупномасштабную забастовку, которая продлится две недели. Профсоюзный деятель Яркко Элоранта предупредил что эта стачка повлияет на экспорт, импорт, логистику и производство. По его словам, попытки профсоюзов уговорить правительство смягчить свой вариант реформы рынка труда оказались безуспешны — власти отказываются идти даже на малейшие уступки. «Забастовка — это крайняя мера, с помощью которой работники выражают свое мнение по поводу планируемых сокращений и реформ», — подчеркнул Элоранта, добавив, впрочем, что профсоюзы всё еще надеются на конструктивные переговоры.

В свою очередь, премьер-министр Петтери Орпо заявил, что долгосрочные масштабные акции протеста причинят большой ущерб финской экономике и дорого обойдутся налогоплательщикам. По его словам, профсоюзы своими действиями лишь еще больше убеждают правительство в том, что право на забастовку надо ограничить. Впрочем, 4 марта премьер Орпо пригласил представителей ключевых профсоюзов и работодателей для обсуждения стратегии развития рынка труда. Эта встреча состоялась в пятницу, 8 марта, в резиденции премьер-министра. Однако конструктивных переговоров не получилось. Орпо призвал отменить запланированную стачку, но ничего не пообещал взамен. «Забастовки не могут повлиять на позицию правительства», — отрезал глава кабмина. По его словам, планируемые реформы являются «необходимыми». По итогам этой встречи председатель Центрального объединения профсоюзов Финляндии (SAK) Яркко Элоранта известил, что итоги состоявшейся беседы на уже утвержденный план стачки не повлияют.

Фото: TASS/EPA/KIMMO BRANDT

SAK — организация богатая. Там постановили, что каждый участник стачки будет ежедневно получать пособие в €166 (€98,5 на руки после уплаты налогов). Пособие выплачивается без выходных. Если забастовка продлится, как и запланировано, две недели, каждому участвующему в ней работнику достанется €1379. Эта сумма будет выплачена всем 7 тыс. бастующим членам SAK — даже в том случае, если их собственный отраслевой профсоюз установит более низкую планку пособия. «Забастовка — это совместные усилия всех профсоюзов, входящих в SAK, поэтому все получат одинаковую сумму», — подчеркивает профсоюзный деятель Сини Сильван. А его коллега Юха Анттила добавляет, что трудящиеся не должны нести материальные издержки из-за того, что участвуют в споре с правительством.

Экспорт и импорт поставили на паузу

О своем участии в мероприятии заявили профсоюзы работников транспорта, индустриальной отрасли, электриков, работников публичного сектора и сферы социального обеспечения. Всего в акции участвуют, как и было анонсировано, около 7 тыс. работников. Забастовки поставили финский экспорт на двухнедельную паузу, поскольку остановлено грузовое движение в портах и на железных дорогах. В правительстве предупредили, что могут возникнуть локальные перебои с распределением топлива и наличием продуктов питания в магазинах. Наблюдаются и задержки с доставкой заказов из интернет-магазинов. Крайне затруднился импорт фруктов, овощей и других свежих продуктов в Финляндию. Чтобы совсем не оставить государство без завозных продуктов, компании-доставщики идут на ухищрения: грузы пытаются выгружать на берег самостоятельно, без помощи портового персонала.

Фото: РИА Новости/Виталий Невар

Затихшие порты выглядят очень необычно. Предприниматели, бизнес которых застыл из-за забастовки, пребывают в ярости. Газета Helsingin Sanomat описывает сцену, разыгравшуюся в гавани Вуосаари (морской порт Хельсинки). Там женщина по имени Туула, явившаяся из офиса одного из предприятий, занимающегося грузоперевозками, обрушилась на бастующих докеров с руганью: «Идите на работу, ребята! Не вы управляете этой страной! Это такая глупая забастовка! Это самая глупая забастовка в мире». Она заявила подоспевшим журналистам, что докеры, дескать, живут припеваючи и не имеют никаких поводов для того, чтобы жаловаться. А представитель финской Ассоциации портовых операторов Юха Мутру в беседе с изданием Helsinki Times предупредил, что ликвидация последствий забастовки в портах даже после ее окончания может занять недели. По его словам, через порты проходит 96% внешней торговли Финляндии и сейчас экономика государства получила мощный удар прямо под дых.

В столичном аэропорту Хельсинки-Вантаа оповестили, что у них не хватит топлива для самолетов на всё время забастовок, даже невзирая на наличие специальных резервуаров. Так произошло из-за того, что компания Neste, поставляющая авиационное топливо, также столкнулась с забастовкой своих сотрудников. «Мы, к сожалению, не можем гарантировать бесперебойность поставок», — заявили в Neste. Аэропорт рекомендовал авиакомпаниям заправляться в других странах, чтобы сэкономить запасы — к этой мере вынужден прибегнуть даже национальный авиаперевозчик Finnair. «Обычно топлива в резервуарах аэропорта хватает максимум на пять дней. Но, поскольку авиакомпании перешли на заправку за рубежом, его может хватить и на неделю», — заявил операционный директор предприятия Shell Aviation Ярмо Аро.

Фото: TASS/EPA/KIMMO BRANDT

Также нынешняя забастовка приостановит на продолжительный срок работу лесозаготовительных предприятий, бумажных и целлюлозных фабрик Финляндии, хотя их персонал в стачке не участвует. Однако эти предприятия тоже не могут существовать без непрерывных внешних поставок топлива и без возможности вывоза их продукции. В частности, директор целлюлозного завода Metsä Fibre в городе Лаппеенранта Олли Кокки говорит: «Последствия перебоев в поставках продлятся дольше, чем две недели забастовки. Потребуются целые месяцы для того, чтобы ситуация нормализовалась». В лесозаготовительной компании UPM, вынужденной приостановить производство на своей бумажной фабрике в городе Йямсянкоски, также предупредили, что из-за портовой забастовки заводы отрасли не смогут работать в течение весьма солидного времени.

Финская металлургическая и химическая промышленность также входят в число крупных потребителей, столкнувшихся с перебоями. Не исключено, что некоторым металлургическим и химическим заводам, особенно тем, у которых нет собственных складов, тоже придется временно остановить свою работу. Ни правительство, ни профсоюзы отступать не намерены. Но власти надеются разрубить этот гордиев узел одним махом и торопят парламент, чтобы тот побыстрее принял закон об ограничении стачек.