Реплика Эммануэля Макрона о возможности размещения войск НАТО на Украине и его последующий призыв к европейским соседям «не быть трусами» и действовать, потому что «война вернулась на нашу землю», получили смешанные отзывы по всему миру. Французского президента упрекнули в позерстве и попытке заработать политические очки при минимальных затратах. Между тем столь резкие антироссийские заявления от недавнего сторонника диалога с Москвой имеют не только мотивы личных амбиций и внутриевропейского противостояния с Берлином. Франция открыто противостоит России на целом ряде направлений и в последнее время всё чаще проигрывает. «Известия» рассказывают подробности.
Неаккуратное предложение
Инициатива французского президента о возможности размещения на Украине войск Североатлантического альянса была воспринята в большинстве европейских столиц, в том числе в Москве, как попытка вывести украинский кризис на новый уровень. Как стало известно позднее, выдвинутое Макроном предложение было предварительно отвергнуто практически всеми участниками конференции. Следовательно, тот факт, что глава Пятой республики озвучил его публично, было воспринято как очевидная политическая манипуляция. Более того, особенно резкая реакция Берлина на него выявила существующие между Германией и Францией фундаментальные противоречия.
Эксперты отмечают: примечательным выглядит то, что вызов Москве бросил политик, еще совсем недавно призывавший к диалогу и предлагавший свое посредничество в нем. В 2019-м Макрон заявлял о «Большой Европе», после начала СВО на протяжении полугода поддерживал контакты с Владимиром Путиным, а в феврале 2023-го, говоря о «поражении России», призывал избежать ее «унижения». Таким образом, Макрон подчеркивал свою приверженность формуле дипломатии Шарля де Голля и Жоржа Помпиду, отводившей Франции роль «моста между Востоком и Западом».
Между тем разворот Макрона к жесткой евроатлантической риторике вызван не только неблагоприятным развитием событий в сценарии украинского кризиса, амбициями «возглавить Европу», но и непосредственно российско-французскими отношениями, проходящими этап жесткого противостояния на ряде территорий.
Зерно и оружие
20 января министр иностранных дел Франции Стефан Сежурне в интервью Le Parisien заявил, что победа России на Украине приведет к тому, что 30% мирового экспорта пшеницы будут контролироваться Москвой. По данным Всемирной продовольственной программы ООН, речь потенциально идет о других цифрах, около 22%, однако для Парижа это в любом случае вопрос устойчивости одной из ключевых отраслей национальной экономики. Как сказал глава французского МИДа, «победа России [на Украине] была бы драмой для наших аграриев и повлекла бы за собой инфляцию, а возможно, и очень серьезную продовольственную проблему».
Франция — крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Европейском союзе. При этом еще 10 лет назад основными покупателями французского зерна кроме соседей по ЕС были страны Африки, в большинстве своем — бывшие колонии. Однако за это время ситуация кардинально поменялась. К 2022 году существенную долю зернового экспорта занимали только Марокко (16,2% от совокупного объема экспорта) и Алжир (11,5%). За один только 2018 год общий объем поставок уменьшился с 10 млн т до 6 млн т.
В конце 2023 года выяснилось, что Франция практически потеряла алжирский рынок. Как пишет Econostrum, к концу октября французский экспорт зерна в Алжир рухнул почти в 10 раз по сравнению с 2022 годом, составив всего 157 тыс. т по сравнению с 1,05 млн в предыдущие 12 месяцев. Россия, в свою очередь, за год увеличила экспорт в Алжир до 2,7 млн т, что на 81% больше предыдущего отчетного результата.
Ключевую роль в этих изменениях сыграл Брюссель, недовольство политикой которого активно высказывают сегодня европейские фермеры. Африканские государства изменяют структуру зернового импорта из-за введенных Евросоюзом технических регламентов, которые были приняты в рамках пресловутой зеленой повестки. Как следствие, французские аграрии получают двойной ущерб: рост издержек и потеря доли регионального рынка.
К слову, пример Алжира кроме непосредственно экономического имеет еще сильное символическое значение. Это государство в прошлом никогда не было колонией Франции в буквальном понимании, а являлось одним из ее регионов, что придавало ему равный статус с департаментами республики.
На африканском континенте интересы России и Франции также сталкиваются на рынке вооружений, где обе страны входят в число глобальных лидеров по производству и экспорту. Сотрудничество в этой сфере традиционно считается признаком стратегического партнерства. В июле в Санкт-Петербурге прошел саммит Россия – Африка, на который приехали делегации 48 государств и пяти крупнейших интеграционных объединений. По итогам форума было заключено 40 соглашений о военно-техническом сотрудничестве.
Покидая Африку
Эксперты отмечают, что происходящее характеризует провал провозглашенной Макроном новой африканской стратегии Ambition Afrique («Африканское устремление»), заменившей собой концепцию, разработанную при де Голле, — France-Afrique. С 2021 года регион Западной Африки, находившийся в зоне неоколониального влияния Франции, вступил в период политических потрясений, большая часть из которых не обещала Парижу ничего хорошего.
Смена элит привела к тому, что Франция потеряла не только политическое и экономическое влияние, но и военный контроль. Французские военные покинули Мали, Буркина-Фасо, Нигер и Центральноафриканскую Республику. Теперь Елисейский дворец вынужден наблюдать за стремительно развивающимся военным сотрудничеством стран Африки с Россией.
В октябре Минобороны РФ оказало содействие созданию военного альянса Мали, Буркина-Фасо и Нигера. В конце 2023 года в ВС РФ появился «Африканский корпус», формирование которого планируется завершить к лету. Сотрудничество уже дало свои результаты. В ноябре правительство Мали при поддержке российских военных специалистов освободило ряд населенных пунктов на севере страны, на протяжении 10 лет находившиеся под контролем джихадистов.
Наряду с ядерным статусом и местом в Совете Безопасности ООН присутствие в Африке для Парижа является одним из признаков великодержавности, подчеркивает эксперт клуба «Валдай», заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
— Ослабление французских позиций в зоне многолетнего влияния, не причиной, но катализатором которого стала Россия, вызывает естественное раздражение Франции. Мы видим, что сразу в нескольких странах — Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Чад, ЦАР — пришли к власти антифранцузские силы. Франция оттуда уходит, Россия заходит. Для Парижа это то же самое, что для России попытки вытолкнуть ее из постсоветского пространства, — указал эксперт.
Собеседник «Известий» отметил, что при этом в Европе видят, как проваливается стратегия, выбранная в украинском кризисе. Отсюда — попытки извлечь быструю выгоду в других регионах геополитического противостояния.
Армения и Молдавия
Франция в традиции геополитики пытается действовать в чувствительных для России регионах. Этим объясняется активность Парижа в Армении и Молдавии.
Военное партнерство с Ереваном резко активизировалось за последний год. 23 октября стороны подписали соглашение о военном сотрудничестве, подразумевающее не только прямые поставки вооружений, но и содействие в сфере военного образования. Как впоследствии заявил министр обороны Армении Сурен Папикян, с помощью Парижа правительство республики планирует запустить реформу армии, которая призвана сформировать вооруженные силы, соответствующие современным стандартам и способные противостоять актуальным вызовам.
Параллельно Молдавия вступает в предвыборный период (избрание президента республики запланировано на октябрь-ноябрь этого года), и политическая поддержка Елисейского дворца должна подчеркнуть «европейский путь» правительства Майи Санду. В первую неделю марта в Кишинев прибыла делегация во главе с Макроном. Заключенные соглашения, в частности, предусматривают размещение французской военной миссии.
Впрочем, если Россия, очевидно, реализует многостороннюю и долгосрочную стратегию, то перспективы развития армянского и молдавского направлений во внешней политике Франции у экспертов вызывают вопросы. И вместе с тем они признают, что ключевой точкой противостояния на данный момент является Украина, где Макрон стремится компенсировать недостаточное, по мнению ряда союзников, участие Пятой республики и в то же время вновь заявить о лидерских амбициях в Европе.
Укрепление сотрудничества с Ереваном и Кишиневом решает для французской внешней политики несколько задач, отмечает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев.
— Франция заинтересована выступать своеобразным дирижером в процессе сближения ряда государств средиземноморского региона в широком смысле (от Африки до Закавказья) с Евросоюзом и одновременно проводником внешнеполитической стратегии ЕС в этих странах. И, конечно, сотрудничество с Арменией и Молдавией является возможностью оказать давление на Москву, а также Анкару, — заключил эксперт.