Москва подсчитывает ущерб от снесенного самостроя

Из-за расположенных рядом с метро торговых точек в подземных переходах появились протечки, дыры и трещины
Татьяна Бородина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Столичные власти начали подсчитывать ущерб, который нанесли городским объектам снесенные в феврале торговые павильоны. По заказу мэрии специалисты кафедры МАДИ подготовили техническое заключение по 19 подземным пешеходным переходам, рядом с которыми находились снесенные объекты (документ есть в распоряжении «Известий»). Среди «пострадавших» — переходы в районе станций метро «Сокол», «Новослободская», «Серпуховская», «Октябрьское поле», «Сухаревская»: так называемый самострой, по мнению специалистов, стал причиной повреждения облицовки, разрушения несущих элементов конструкций переходов и повреждения гидроизоляции.

Как пояснил источник «Известий» в мэрии, в настоящее время проводятся работы по устранению повреждений за счет городского бюджета, однако после полного демонтажа и разбора всех незаконных объектов город планирует подавать к владельцам бывших торговых точек иски на возмещение ущерба, в которые будет включена стоимость устранения повреждений.

Техзаключение готово по 19 подземным пешеходным переходам в разных округах Москвы, в которых выявлены повреждения от самостроя.

Так, в переходе рядом со станцией метро «Новослободская» из-за протечек воды из павильона на потолке и стенах в переходе образовывалась наледь, вследствие чего частично обрушился потолок. В переходе рядом со станцией метро «Сухаревская» из-за дополнительной нагрузки разрушились бетонное перекрытие и парапет. В районе станции «Сокол» после демонтажа самостроя специалисты выявили повреждение облицовки парапета и стены. На «Проспекте мира» обнаружили следы протечек воды и повреждение окрасочного покрытия из-за нарушения гидроизоляции. В переходе «Октябрьского поля» дополнительная нагрузка от самостроя разрушила облицовку и бетон стены.

— На техническое состояние сооружений влияет много факторов, в том числе нагрузка, климатическое и атмосферное воздействие. При строительстве подземных пешеходных переходов заранее рассчитывалась допустимая нагрузка, влияющая на износ объекта и его функционал. На практике же получилось так, что над переходами были возведены еще ряд непредусмотренных зданий — тот самый самострой, который придавал дополнительную нагрузку и создавал опасность, — рассказал доцент кафедры мостов и тоннелей МАДИ Шерали Валиев. — В некоторых случаях возникали протечки: изоляционные конструкции переходов не были предназначены для такой интенсивной нагрузки, которую создавали объекты самостроя. Большие протечки снижают прочность строительных конструкций. Самострои представляли опасность и с точки зрения пожарной обстановки: сильные изменения температуры или постоянное нагревание влияют на несущую способность металлических перекрытий пешеходных конструкций. То же и с точки зрения несанкционированных и террористических вмешательств.

Шерали Валиев уточнил, что незаконные постройки влияли и на безопасность дорожного движения.

— Рядом с подземными переходами часто расположены и наземные. По нормам в зоне пешеходных переходов должен быть обеспечен треугольник видимости для безопасности пешеходов — 30–40 м, в пределах которого не должно быть каких-либо зданий, конструкций и высоких деревьев, — пояснил он.

Снос торговых павильонов, которые столичные власти признали самостроем, начался в Москве в ночь на 9 февраля. Тогда начали ликвидацию 97 объектов. Всего под снос попадут 104 объекта. Власти планируют завершить демонтаж к началу марта.

Эксперты отмечают, что комплексный ремонт одного подземного перехода с устранением всех повреждений может занять несколько месяцев и обойтись в сумму до 10 млн рублей. При этом вопрос вызывает актуальность требований к предпринимателям: техническая экспертиза должна проводиться на ежегодной основе, однако ранее претензии не предъявлялись.

— Выявленные нарушения не влияют на конструктивную прочность этих переходов. Это небольшие нарушения, неприятные, но ничего страшного и опасного в них нет. Самое серьезное среди них — это водоотведение, однако если на эти протечки не обращали внимание последние 5 лет, то почему сейчас вдруг обнаружилась эта проблема? — недоумевает экс-глава НИИ Генплана Москвы, руководитель компании «Моспроект-5» Сергей Ткаченко. — Что касается стоимости работ по устранению повреждений, то один переход обойдется бюджету не более чем в 10 млн рублей и сам ремонт займет около трех месяцев.

Председатель комитета по экономике и науке московского отделения организации предпринимателей «Опора России» Алексей Каневский отметил, что техническое заключение всегда носит объективный характер, однако выявленные повреждения переходов на совести властей, а не предпринимателей.

— Такими действиями представители власти расписываются в том, что раньше невнимательно относились к содержанию тех же самых подземных переходов. Ведь предприниматели на протяжении нескольких лет получали разрешение и продлевали документы на аренду, а кто-то даже получал законные права на собственность, — отметил Каневский. — Власть конечно попытается компенсировать бюджетные затраты, которые будут понесены в результате сноса, а также благоустройства территорий.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе предположил, что иск от мэрии в адрес предпринимателей может быть использован в общении с несговорчивыми собственниками: если они попытаются оспорить в суде решение о демонтаже объекта и нарушении прав собственности, то получат иск на возмещение причиненного городу ущерба.