Вот это бомба: стала ли драма про Эйнштейна ответом «Оппенгеймеру»

Гигант научной мысли борется с чувством вины за трагедии Хиросимы и Нагасаки
Катерина Алабина
Фото: BBC Studios

Как участие в разработке ядерного оружия повлияло на великого ученого? В частности об этом, а также об ответственности за высвобождение атома, которую убежденный пацифист и противник насилия впоследствии ощущал на своих плечах остаток жизни, рассказывает документальная драма «Эйнштейн и бомба». Новинка спродюсирована BBC, и она вышла на Netflix 19 февраля — прямо к финишу оскаровской гонки, в которой «Оппенгеймер» — главный фаворит. Только что он получил семь наград BAFTA, и кажется, что обречен на приз американской киноакадемии. «Известия» посмотрели картину на модную тему, где про Оппенгеймера, впрочем, ни слова не говорят.

Отцы ли эти

Выход «Оппенгеймера» в 2023 году возобновил дебаты о ядерной энергетике. Зритель вновь начал задаваться вопросом: должна ли наука заламывать руки, из-за того что когда-то совершила роковое открытие? Отвечает ли ученый за то, как применено его изобретение? Должен ли он гордиться своей страной, если та превратила (или хотя бы попыталась превратить, ведь Германии это в итоге не удалось) его научную мысль в оружие массового поражения и инструмент геополитической борьбы? Все эти вопросы задаются и в «Эйнштейне и бомбе» Энтони Филипсона на Netflix.

Ирландский актер Эйдан МакАрдал сыграл Эйнштейна в третий раз за свою карьеру — он уже делал это в 2005 году в игровом фильме «Великая формула Эйнштейна» и в документальном «Большие идеи Эйнштейна: Новая звезда».

Картина от BBC основана на дневниках, интервью и архивных записях речей великого ученого. Как и байопик с Киллианом Мерфи, она исследует противоречивые эмоции покойного физика, связанные с открытием атомной бомбы.

Фото: BBC StudiosКадр из сериала «Эйнштейн и бомба»

— Если бы я знал, что немцам не удастся сделать атомную бомбу, я бы не стал открывать этот ящик Пандоры. Я бы и пальцем не пошевелил, — говорит Эйнштейн в первых титрах, а потом повторяет эти слова в конце фильма. Именно их он говорил после Второй мировой в одном из интервью изданию Newsweek.

Фильм начинается с 1933 года, когда гитлеровцы захватили власть в Германии и начали преследовать евреев. Тогда Эйнштейн бежал из страны — сначала в Англию, потом в США. 3 октября 1933 года в лондонском Альберт-холле Эйнштейн, несмотря на нежелание говорить о политике и нелюбовь к камерам, произнес публичную речь в поддержку евреев. Уже после этого эпизода он переехал в Америку, став профессором в Принстоне. Там он работал до конца своей жизни следующие 20 лет. Но ему было трудно принять комфорт, в котором он жил, зная, как люди страдают в Европе.

К истории участия Эйнштейна в Манхэттенском проекте зритель приходит в последней трети фильма, хотя Филипсон подводит к этому на протяжении всего сюжета. Например, когда ученый рассказывает девушкам-телохранителям в Ротон-Хите, что небольшая масса может высвободить огромное количество энергии, одна из них говорит: «Это звучит пугающе».

В фильме возникает и спор о том, кого корректнее считать отцом атомной бомбы — Роберта Оппенгеймера или Эйнштейна? Последний не рвался создавать оружие массового уничтожения, и команду ученых, занятых в разработке, вел Оппенгеймер. Но именно Эйнштейн написал Рузвельту о необходимости ускорить программу создания ядерного оружия и опередить гитлеровцев, когда в 1938 году узнал, что немецкие ученые смогли расщепить атом урана.

Фото: BBC StudiosКадр из сериала «Эйнштейн и бомба»

«Я не верю, что цивилизация будет уничтожена в войне с применением атомной бомбы. Возможно, две трети населения Земли будут убиты, но останется достаточно людей, способных мыслить, и достаточно книг, чтобы начать всё заново, и цивилизация сможет быть восстановлена», — написал Эйнштейн в том письме. Рузвельт собрал пул ученых, которые занялись делом.

Коллективная ответственность

Оппенгеймер и Эйнштейн впервые встретились в Институте перспективных исследований Принстона. Но, как сам Оппенгеймер писал в New York Times в 1966 году, «только в последнее десятилетие жизни Альберта Эйнштейна мы стали близкими коллегами и в некотором роде друзьями».

Напрямую в Манхэттенском проекте Эйнштейн не участвовал — разведка США отказала ему в допуске к секретной информации, считая его потенциальной угрозой безопасности страны. Ученый был убежденным демократическим социалистом. После Второй мировой войны он даже выпустил статью «Почему социализм?», где критикует капиталистическую систему. Впрочем, учитывая пацифизм Эйнштейна, вряд ли он бы согласился войти в команду ученых, занимавшихся бомбой, даже если бы ему дали допуск.

Фото: BBC StudiosКадр из сериала «Эйнштейн и бомба»

Яркой метафорой чувства вины Эйнштейна за то, что впоследствии случилось с Хиросимой и Нагасаки, становится сцена его воображаемой встречи с японским репортером Кацу Харой. Это диалог физика с самим собой, или, если угодно, с совестью, в роли которой и выступает Хара. Она упрекает профессора за разрушения в Японии, обвиняя его в том, что он в принципе стал автором той самой формулы E = mc². Эйнштейн с этим не согласен, но всё равно признает вину за последствия.

— Я не считаю себя отцом атомной энергии. Я сыграл в этом лишь косвенную роль. Моим единственным вкладом было то, что в 1905 году я обнаружил взаимосвязь между массой и энергией. Я считал, что атомная энергия возможна лишь в теории. Я даже не предвидел, что энергия атома будет высвобождена в мое время… Я совершил одну большую ошибку в жизни — когда написал письмо президенту Рузвельту. Вероятность того, что немцы работают над этой же задачей и могут преуспеть, заставила меня пойти на этот шаг, — говорит он воображаемому Хару.

Все эти слова — не придумка сценаристов, они были сказаны или написаны Эйнштейном в разное время после окончания Второй мировой войны. За год до смерти ученый написал послание своему другу, химику Лайнусу Полингу, где признает письмо, рекомендовавшее создание атомных бомб, «одной большой ошибкой в жизни».

Фото: BBC StudiosКадр из сериала «Эйнштейн и бомба»

Последним трудом Эйнштейна тоже стало стало письмо. Публичное и незаконченное — с призывом остановить ядерную войну.

Филипсон против Нолана

Netflix запустил препродакшн «Эйнштейна и бомбы» 24 августа 2023 года, всего через полтора месяца после премьерного показа «Оппенгеймера» в Париже 12 июля 2023-го. BBC и Netflix в гонке за наградами не преуспели столь масштабно. Но, видя резонанс «Оппенгеймера», компании решили слегка заработать на его успехе. Поэтому выход новинки Энтони Филипсона состоялся именно сейчас.

Персонаж Эйнштейна в «Оппенгеймере» — ключевой для сюжета, хотя формально он относится почти к эпизодическим. Картина начинается и завершается именно диалогом двух физиков.

«Фигура Эйнштейна в фильме «Оппенгеймер» помогает подчеркнуть встречу двух выдающихся умов и задуматься о том, что могло бы произойти, если бы позиции поменялись местами. Что если бы именно Эйнштейн открыл, как сделать атомную бомбу? Развернулась бы история таким же образом или нет?» — рассуждает обозреватель Esquire Лора Мартин.

Фото: BBC StudiosКадр из сериала «Эйнштейн и бомба»

Докудрама Филипсона толкает зрителя к осознанию: перед лицом чего-то глобального, вроде рождения атомной энергии, любой, кто хотя бы косвенно участвует в процессе, так или иначе почувствует ответственность за последствия. Эйнштейн воплотил в жизнь революционный закон взаимосвязи энергии и массы, заложив лишь фундамент для создания ядерного оружия. И всё же тяготился виной.

«Фильм проницательно исследует этическую дилемму, которая преследовала ученого в конце жизни. «Эйнштейн и бомба» лучше, чем обычная документальная картина. Он предоставляет достойную пищу для размышлений зрителям, чей интерес к теме был вызван «Оппенгеймером», — пишет обозреватель The Decider Джон Серба.

По мнению критика The Wall Street Journal К. Джона Андерсона, «Эйнштейн и бомба» — это «трогательная, вдумчивая и даже поэтическая киномедитация» об ученом. А еще — о его чувстве «ответственности, если не сказать вины» насчет своих теорий и того, как они поспособствовали дальнейшим разрушениям, изменив все правила игры на международной арене. Хотя, пожалуй, если бы авторам хватило мастерства воссоздать образ Эйнштейна без игровых элементов, фильм работал бы куда сильнее.