Отставка Ильковского — сигнал для «аварийных» регионов

В «группу риска» входят Карелия, Забайкалье, Калмыкия, Бурятия и Тверская область
,
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Ситуация с реализацией госпрограммы по расселению аварийного жилья, в том числе в Забайкальском крае и Республике Карелия, уже давно находится на особом контроле со стороны ОНФ. При этом мы неоднократно обращали внимание Минстроя России на то, что в ходе реализации программы допускаются многочисленные нарушения. В реестре «нового аварийного жилья», который мы ведем с 2014 года, сегодня находится немало объектов, сданных в том числе и этими регионами в эксплуатацию. И отставка губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, и вынесение выговора главе Карелии Александру Худилайнену — это очень важный и нужный сигнал для всех регионов, которые по каким-то причинам не выполняют программу по расселению аварийного жилья.

Ведь сегодня создалась «группа риска» — в нее входят Карелия, Забайкалье, Калмыкия, Бурятия, Тверская область и др. На их долю приходится почти 9% от общего объема аварийных площадей, которые необходимо расселить до сентября 2017 года. Это очень много. Ведь за каждым нерасселенным квадратным метром стоят люди, для которых реализация программы — единственная возможность переехать в нормальные условия, оказаться на качественно новом витке своей жизни.

Но есть и другая проблема, с которой мы стараемся бороться, — это непрозрачность отчетности по исполнению программы расселения аварийного жилья. Минстрой РФ отчитался перед руководством страны о том, что в 2015 году целевые показатели расселения аварийного жилья были исполнены на 100,8% (по площади). Казалось бы, цифра корректная — сколько запланировали, столько и сделали. Однако в тот же день мы проверили официальную отчетность, размещенную на сайте «Реформа ЖКХ» за календарные 12 месяцев 2015 года, и увидели, что было исполнено 90% от целевых показателей.

Откуда взялись еще 10,8%? Можно предположить, что они были учтены из перевыполненного плана 2014 года. А это перевыполнение, в свою очередь, получилось, в том числе в результате корректировки целевых показателей на 2014 год. Причем корректировки задним числом: решение снизить целевые показатели 2014 года — на 336,93 тыс. кв. м было принято в марте 2015 года.

Другая проблема — подтасовка отчетности на местах. Не далее как на прошлой неделе мы проверили и сфотографировали 140 домов, которые были сданы в эксплуатацию в последние 10 дней 2015 года (согласно официальной отчетности, размещенной на сайте «Реформа ЖКХ»). География проверки достаточно широкая — 39 регионов. В результате мы обнаружили, что в 41 доме — почти трети — не завершены строительные и отделочные работы и их нельзя было принимать в эксплуатацию. Спрашивается, на каком основании здания были сданы в эксплуатацию и попали в отчетность по 2015 году?

Причем такую практику мы выявили не в одном и не в двух, а в 17 регионах: в Самарской, Кемеровской, Московской областях, в Республике Ингушетия и т.д.

При этом Минстрой РФ регулярно заявляет, что существуют механизмы, позволяющие контролировать качество новых домов, и что эти механизмы работают. Дома, построенные в рамках программы, теперь принимаются независимыми комиссиями, включающими в свой состав представителей общественности. Но тогда возникает другой вопрос: каким образом эти комиссии приняли проверенные нами дома? А если комиссии их не принимали, то почему они попали в официальную статистику?

От Минстроя мы слышим, что в приемке домов участвуют государственные жилищные инспекторы, которые приезжают на место и проводят осмотр. Но в таком случае непонятно, касается ли это упомянутых недостроенных домов.

Объяснений может быть два: либо механизмы, предложенные Минстроем РФ, не работают, либо мы сталкиваемся с массовыми злоупотреблениями на местах. Все эти факты требуют тщательной проверки.

Но проверка займет время. А чтобы не допускать таких нарушений, мы считаем, что уже сейчас по каждому из регионов, находящихся в «группе риска», необходимо разработать отдельный план по расселению и назначить конкретных чиновников, ответственных за его реализацию как на федеральном, так и на региональном уровне.

Мы продолжаем настаивать на том, чтобы Министерство и Фонд реформирования ЖКХ не допускали искажений отчетности. Тем более что это уже становится устоявшейся практикой. Летом прошлого года в результате наших мониторингов мы уже выявляли факты публикации недостоверной отчетности. И эти факты подтверждались в том числе и органами прокуратуры.

Со своей стороны активисты ОНФ будут держать на контроле эту ситуацию с каждым проверенным нами домом. Мы ежемесячно будем проводить контроль и фиксировать, как и когда будут достраиваться дома и когда в них будут заселены люди. Результаты нашего мониторинга мы сделаем достоянием общественности.