Карты, деньги, два суда: кто и как обналичивал средства с «Пушкинских карт»

Допрошены свидетели по делу бывшего замминистра культуры Ольги Яриловой
Елена Балаян, Станислав Кучушев
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Перевести дело о злоупотреблении полномочиями в область рабочего конфликта попытались в суде адвокаты бывшего замминистра культуры России Ольги Яриловой. Экс-чиновницу обвиняют в участии в схеме обналичивания средств с «Пушкинских карт» — эта программа дает школьникам и студентам возможность бесплатно посещать музеи и другие учреждения культуры. На заседании суда 16 февраля адвокаты заявили, что у одного из ключевых свидетелей обвинения есть личный интерес — он был подчиненным Ольги Яриловой, и та часто предъявляла претензии к его работе. Что происходит вокруг громкого процесса с ущербом в 125 млн рублей и как это дело связно с другим процессом о махинациях с «Пушкинской картой» — в материале «Известий».

В чем обвиняют экс-чиновницу

Тверской суд Москвы 16 февраля допросил свидетелей защиты по уголовному делу бывшего замминистра культуры Ольги Яриловой. Экс-чиновницу обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями при реализации государственного проекта «Пушкинская карта».

Ольга Ярилова занимала пост заместителя министра культуры до сентября 2022 года и, помимо прочего, курировала нацпроект «Культура». Ее арестовали в декабре 2023 года, на ее имущество стоимостью 39 млн рублей наложили арест.

Справка «Известий»

«Пушкинская карта» — проект, который позволяет молодым людям от 14 до 22 лет бесплатно посещать театры, кинотеатры, музеи, выставки, филармонии и другие учреждения культуры за счет средств федерального бюджета.

Участник программы получает на специальную карту «виртуальные» 5 тыс. рублей в год, которые нельзя обналичить, но можно тратить на посещение около 4 тыс. организаций культуры — участников проекта.

Участие в проекте «Пушкинская карта» выгодно учреждениям культуры — их начинают посещать чаще, а госбюджет компенсирует стоимость билетов, приобретенных молодежью. Поэтому «зайти» в проект зачастую стремятся и организации, не имеющие отношения к культуре.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По версии следствия, Ярилова вошла в сговор с такими коммерческими организациями — в результате им незаконно открыли доступ к программе посещений по «Пушкинской карте». В их числе, например, «Самый высокий музей мороженого в мире», который расположен в одной из башен «Москва-Сити». Это частная организация, которая не зарегистрирована как объект культуры. Но по протекции экс-чиновницы школьники получили возможность посетить его по «Пушкинской карте», а сама организация в итоге незаконно получила из бюджета 125 млн рублей, говорится в материалах дела.

Музей мороженого в «Москва-Сити» расположен на смотровой площадке на высоте 327 м. Это, по сути, шоу-рум одной из компаний, производящих мороженое. Там представлена небольшая производственная линия, а посетителям предлагают попробовать различные сорта лакомства.

В музей можно попасть и сейчас — там работают две мини-фабрики, а посетителям всё так же обещают дегустацию, выяснили «Известия». Но билеты для школьников теперь платные — 1650 рублей на человека, по «Пушкинской карте» их купить нельзя.

«По техническим причинам эта опция отменена», — сообщили ранее «Известиям» в музее.

В мае 2023 года Ольга Ярилова признала вину и начала сотрудничать со следствием, однако позднее от своих слов отказалась.

Бывший заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова, обвиняемая в злоупотреблении должностными полномочиями, во время заседания в Тверском районном суде, 30 ноября 2023 года
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

От козы до женьшеня

Столь радикальная смена позиции связана с более тщательным изучением нормативных документов, которые составляют основу уголовного дела, пояснил «Известиям» после заседания 16 февраля адвокат экс-чиновницы Сергей Дякин.

— С учетом того, что преступление, в котором обвиняют Ольгу Сергеевну, относится к категории должностных, документов в нем очень много, — сказал адвокат. — После того как она их проанализировала, то со стопроцентной уверенностью поняла, что всё не так, как пишет обвинение.

Он добавил, что сейчас Ольга Ярилова полностью отрицает свою вину.

— События преступления никакого не было, — сказал адвокат.

Он указал, что в России есть множество других учреждений, которые, как и музей мороженого, не соответствуют статусу музея, несмотря на свое название. Тем не менее вход по «Пушкинской карте» в них разрешен. Адвокат даже просил суд приобщить к делу документы, которые это подтверждают, однако суд ему отказал.

— Все эти музеи козы, собаки и женьшеня — они же тоже не содержат экспонатов из музейных фондов, но тем не менее участвуют в программе, — отметил Сергей Дякин. — Но уголовных дел по ним не возбуждено. Кроме того, в «Пушкинскую карту» включены зоопарки и океанариумы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Адвокат также не исключает, что уголовное дело могло стать результатом внутреннего конфликта Яриловой и одного из главных свидетелей обвинения — заместителя директора одного из трех департаментов ведомства. У Яриловой часто возникали претензии к его работе, сообщил в суде один из свидетелей.

В зале суда экс-чиновница находилась в специальной остекленной камере, так называемом аквариуме. Несмотря на это, она была в приподнятом настроении — улыбалась и здоровалась с пришедшими на заседание родственниками и знакомыми.

Свидетели исключительно положительно характеризовали Ярилову как коллегу и руководителя. Также к делу были приобщены сведения о государственных наградах и благодарственных письмах, их перечисление заняло 15 минут.

Выступила в суде и дочь Яриловой. Девушка постоянно смотрела на мать и не могла сдержать слез, отвечая на вопросы защиты. Она сказала, что ей очень сложно без матери, а внукам без бабушки.

Как еще обналичивались карты

Дело Ольги Яриловой — не первое в цепочке махинаций с «Пушкинскими картами». В феврале 2023 года Генпрокуратура утвердила и направила в Басманный суд уголовное дело о хищении более 200 млн рублей при реализации этой же федеральной программы.

Троих фигурантов — Виктора Якубова, Эмиля Гурбанова и студента МГИМО Илью Сафонова — будут судить по обвинению в мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

По версии следствия, фигуранты дела предлагали держателям «Пушкинских карт» различные способы обналички поступающих на них «культурных» денег. Для этого в 2022 году они разработали «сложный многоэтапный план для хищения средств»: зарегистрировались на платформе «PRO.Культура РФ» как организаторы культурных мероприятий, арендовали концертные площадки в Москве и организовывали выступления артистов.

«Владельцам «Пушкинских карт» соучастники через интернет предлагали приобрести билеты на указанные концерты без цели их посещения. При этом объем продаваемых билетов заведомо и многократно превышал зрительскую вместимость арендованных площадок», — заявили в Генпрокуратуре.

Также они пытались оформить липовые «Пушкинские карты» с указанием недостоверных персональных данных получателей, добавили в СК. В дальнейшем соучастники предоставляли в Министерство культуры недостоверные сведения о проведении мероприятий.

«Для сокрытия преступлений обеспечивалась видимость массовки, на мероприятия привлекались лица, неосведомленные о совершаемом хищении, их количество было значительно меньше по отношению к отчетным сведениям», — резюмировали в СК.

В Генпрокуратуре также сообщили, что видимость посещения липовых «концертов» обеспечивалась за счет массовки, которой фигуранты платили небольшие гонорары. Сейчас Якубов, Гурбанов и Сафонов находятся под арестом, на их имущество стоимостью более 110 млн рублей наложен арест.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Уголовное дело в отношении них было возбуждено после обращения в правоохранительные органы Ольги Яриловой — она сделала это за несколько месяцев до своего собственного ареста. По словам адвоката экс-чиновницы Дениса Саушкина, она обратилась в полицию «в связи с тем, что у нее возникли сомнения относительно обоснованности компаний, которые мошенническим путем похитили деньги». Адвокат утверждает, что сама Ярилова «не имеет к этому делу никакого отношения».

Если следствие подтвердит вину экс-замглавы Минкультуры, ей может грозить до десяти лет лишения свободы. Также ее могут лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, сказал «Известиям» адвокат Алексей Гавришев.