Экс-сенатор Цыбко подал в суд на Совет Федерации

Обвиняемый в получении взяток Константин Цыбко требует через суд продлить ему стаж в верхней палате парламента на один день, чтобы спасти свой последний законопроект
Павел Кочегаров, Гайдар Батырханов
Фото пресс-службы Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Экс-сенатор Константин Цыбко, автор нашумевшего законопроекта о возврате прокурорам полномочий закрывать уголовные дела, потребовал от Совета Федерации скорректировать срок собственного увольнения. Он утверждает, что перестал работать не 23, а 24 сентября 2015 года. Экс-сенатор подал соответствующее заявление в Тверской районный суд столицы, в котором просит продлить ему трудовой стаж в Совете Федерации на один день. Как пояснил адвокат Цыбко Александр Карабанов, это сделано для того, чтобы законопроект не отклонили по формальным основаниям на первом чтении — ведь де-юре закон был внесен человеком, который на момент внесения уже не был сенатором.

— 23 сентября 2015 года Константин Цыбко, будучи членом Совета Федерации, написал заявление об увольнении по собственному желанию, — сообщила «Известиям» пресс-секретарь Тверского суда Анастасия Дзюрко. — Однако теперь он обратился с гражданским иском в адрес Совета Федерации, где просит изменить запись в своей трудовой книжке и увеличить ему стаж работы на один день, до 24 сентября.

Константин Цыбко — автор скандального законопроекта о возврате прокурорам части утраченных в 2007 году в ходе реформы полномочий. Проектом предлагается вновь дать прокуратуре возможность самостоятельно закрывать сомнительные и «сырые» уголовные дела, которые передают им для утверждения и направления в суд следователи. Пока же прокурорские сотрудники только надзирают за действиями следователей и в случае нарушений могут отменить постановление о возбуждении дела или просто порекомендовать прекратить уголовное преследование за отсутствием доказательств или состава преступления. Если при утверждении уголовного дела по окончании расследования прокурор видит, что дело «сырое» или с нарушениями, он может лишь вернуть его обратно для дополнительного расследования и устранения нарушений.

Как ранее писали «Известия», если законопроект Константина Цыбко всё же будет принят, это существенно изменит расстановку сил в уголовном делопроизводстве в пользу прокурорского надзора.

Нынешний иск Константина Цыбко к Совету Федерации как раз и связан с датами внесения законопроекта. Сенатор внес его 24 сентября 2015 года, а формально его полномочия прекратились 23 сентября. Адвокат Александр Карабанов, который также принимал участие в подготовке текста «прокурорского» законопроекта, объяснил, зачем сенатору понадобилось вносить изменения в трудовую книжку.

— 24 сентября у него уже формально не было статуса члена Совфеда, не было статуса должностного лица, которое имеет право законодательной инициативы, — рассказал «Известиям» Карабанов. — А это значит, что внесенный им 24-го числа законопроект могут по формальным основаниям не допустить до слушаний. Потому что он, только будучи членом Совета Федерации, мог внести данный законопроект.

Сам Константин Цыбко является фигурантом уголовного дела о взятке. В декабре 2014 года СКР предъявил ему обвинение по двум эпизодам преступлений по ч. 6 ст. 290 УК («Получение взятки»). По первому эпизоду Константин Цыбко обвиняется в том, что, будучи сенатором, взялся за 17,5 млн рублей помочь в назначении на пост главы администрации Озерского округа под Челябинском своего знакомого Евгения Тарасова. В другом случае, по версии следствия, он получил от магнитогорского предпринимателя Олега Лакницкого взятку в 10 млн рублей за лоббирование его бизнес-интересов. Сейчас его уголовное дело рассматривается в суде.

25 июня 2015 года сенатор был лишен иммунитета. Однако полномочия сохранил до 23 сентября, а 24 сентября 2015 года внес свой законопроект. Еще через шесть дней на посту сенатора от Челябинской области его сменил Олег Цепкин. В октябре 2015 года законопроект был одобрен на заседании комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Правовое управление ГД заключило, что Конституцию проект не нарушает, однако отметило ряд некорректных юридических формулировок в его тексте. К примеру, юристы Госдумы сочли, что поправки содержат ряд избыточных отсылок к нормам УПК, которые фактически повторяют друг друга. Также в декабре прошлого года проект поддержал Верховный суд РФ.