В 2023 году в Москве выросло число роботов, которых стали использовать в сфере сервиса. В их числе роботы-уборщики, электронные администраторы, роботы-фармацевты и многие другие разработки, созданные в целях повышения уровня роботизации в стране — одного из главных направлений развития национального проекта «Цифровая экономика». Отрасль робототехники в прошлом году перешла в фазу роста, чему способствовали расширенные меры господдержки. Какие прогнозы и основные тенденции развития российского рынка сервисных роботов в 2024 году выделили эксперты — рассказывают «Известия».
Каких роботов-помощников производят в Москве
На развитие робототехники и внедрение ее в различные сферы российского общества государство выделило 300 млрд рублей до 2030 года. Об этом в прошлом году сообщил глава Минпромторга России Денис Мантуров. Кроме того, в 2023 году президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам поручил до 1 марта 2024 года повысить уровень роботизации в госкорпорациях, а также создать новые рабочие места для сотрудников данного направления.
На сегодняшний день в столице существует большое количество предприятий, занимающихся производством роботизированных сервисных устройств. Одним из них является московская компания «Фора Роботикс», которая в 2023 году выпустила семь роботов для российских социальных предприятий и учреждений. Роботы умеют распознавать голоса и лица, поддерживать разговор, жестикулировать, выступая в роли администратора, консультанта, экскурсовода, промоутера, учителя и другого персонала.
Двух из них поставили в Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича для проведения научно-исследовательских работ. Еще одного электронного помощника установили в Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД по городу Череповцу. Устройство знакомит школьников с жестами регулировщика и проводит викторины на знание правил дорожного движения.
Роботы-помощники появились и в московских медучреждениях. В городских клинических больницах № 67 им. Л.А. Ворохобова, № 15 им. О.М. Филатова и научно-исследовательском институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского пациентам и врачам начали помогать робокошки. Устройства с кошачьей электронной мордочкой умеют доставлять еду и медицинские принадлежности, провожать пациентов до лифта или комнаты отдыха, делиться полезными советами о поддержании здоровья. Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова отметила, что робокошки сейчас трудятся в тестовом режиме. В случае успешного прохождения пилотного срока электронных помощников установят и в других лечебных учреждениях города.
В больнице № 67 им. Л.А. Ворохобова в этом году также начала работать в пилотном режиме аптека-робот, которую создали для автоматизации процессов получения, учета и хранения лекарств и медицинских препаратов. Об этом рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в своем Telegram-канале. Робот проверяет срок годности медикаментов и их соответствие товарным накладным, а также самостоятельно формирует заказы для отделений больницы. Такое устройство значительно упрощает работу медиков и позволяет уделять больше времени пациентам.
С января 2024 года электронных помощников стали использовать для поддержания чистоты в московских парках. Десять беспилотных роботов-уборщиков «Пиксель» участвуют в регулярной уборке прогулочных дорожек в парках «Кузьминки», «Сокольники» и 50-летия Октября. Зимой они практически бесшумно расчищают дорожки от снега, а летом подметают и моют их.
Перспективы российского рынка сервисной робототехники в 2024 году
Государственная поддержка, расширение учебных программ по направлению «мехатроника и робототехника» в российских вузах и увеличение числа талантливых разработчиков в данной отрасли способствовали переходу российского рынка робототехники к активному росту. Основатель и СЕО компании Mirey Robotics, эксперт по робототехнике Андрей Наташкин рассказал, что популярность роботизированных решений на госпредприятиях, в бизнесе и социальной сфере отражается на рынке труда неоднозначно.
— С одной стороны, простой ручной труд постепенно заменяется сервисными роботами. Это официанты, бармены, курьеры, грузчики, дворники. Например, в Москве открылись полностью автономные супермаркеты. С другой стороны, в нашей стране реализуется курс технологического суверенитета, который предполагает выработку собственных автоматизированных линий в разрезе различных направлений промышленности, медицины и сельскохозяйственной отрасли, — прокомментировал ситуацию эксперт.
Основатель и продюсер компании «Роббо» Павел Фролов считает, что следующая стадия развития российского рынка робототехники — это серийное производство электронных помощников для массовой поставки устройств в компании.
— Для этого требуются квалифицированные специалисты и крупные инвестиции, а также поддержка разработчиков со стороны крупного бизнеса и государства, — пояснил он.
По мнению предпринимателя, по сравнению с опытом других стран, где сервисные роботы выполняют большую часть задач персонала сферы услуг, роботизация в России пока остается на низком уровне, поскольку на 10 тыс. рабочих мест приходится порядка 12 роботов.
Другие эксперты прогнозируют, что направление сервисной робототехники будет активно развиваться в ближайшие годы благодаря действующим государственным программам, где эта область занимает одно из приоритетных направлений. По мнению доцента кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Елены Баракиной, это подтверждает активная реализация проекта «Умный город», конечной целью которого является повышение эффективности городской инфраструктуры. В рамках него осуществляются разработка и запуск роботов-уборщиков, поддерживающих чистоту городов.
— Представители практически всех профессий будут вынуждены приобретать цифровые навыки и компетенции, большинство работодателей и государство активно помогают в этом. Кроме этого, многие эксперты говорят о дефиците рабочей силы в РФ — возможно, использование электронных администраторов, консультантов, экскурсоводов и роботов-уборщиков и т.д. может снизить его, а также повысить производительность труда, которая является важным фактором развития экономики страны, — уточнила эксперт.
Руководитель научной группы «Нейросимвольная интеграция» института AIRI, ведущий научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН Александр Панов считает, что сейчас на рынке робототехники в целом распространены решения, ориентированные на контакт с людьми, — автоповодыри, сервисные роботы, роботизированные складские тележки. Они менее громоздки с точки зрения аппаратной реализации, но при этом способны улучшать бизнес и городскую среду при минимальных затратах.
Многофункциональные роботы появляются в школах, поликлиниках, торговых центрах, кафе и парках, помогая работникам сферы услуг выполнять свои задачи. Данная тенденция будет только расти, порождая необходимость обучения «живых» кадров новым навыкам работы с электронными технологиями.
Стоит ли опасаться массовых увольнений работникам сферы услуг
По мере того как автоматизация и робототехника становятся всё более привычными процессами, растет обеспокоенность тех сотрудников, чей труд могут заменить умные машины.
Некоторые должности, такие как кассир или кладовщик, в дальнейшем могут быть полностью замещены автоматизированными системами, что влечет за собой сокращение рабочих мест и переобучение сотрудников, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. Однако подобные кадровые перестановки не будут носить массовый характер.
— С развитием цифровых технологий специалистам необходимо регулярно проходить обучение, знакомиться с применением новых технологий в работе. Многие сотрудники устаревших профессий смогут стать операторами или техническими специалистами по обслуживанию и программированию сервисных роботов, — рассказал эксперт.
По мнению Андрея Наташкина, в текущих условиях страх цифровой безработицы сильно преувеличен.
— Компания «Яндекс» начала развивать направление беспилотных такси в 2017 году. Прошло семь лет, и что мы видим — идет этап апробации и тестирования. Таксисты не исчезли с улиц Москвы. А в регионах этот проект даже не запускался. На внедрение серьезных решений, способных изменить структуру рынка, нужно время, — отметил он.
Главные преимущества сервисных роботов — точное и качественное обслуживание и помощь пользователям в сокращении человеческих ошибок и эксплуатационных расходов, пояснил заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев. Тем не менее, прогнозирует эксперт, массового оттока людей из сферы услуг в ближайшее время наблюдаться не будет, поскольку роботы все-таки могут выполнять не весь функционал, а кроме того, за самими роботами кто-то должен присматривать. Скорее, появится необходимость переобучения персонала на использование современных робототехнических технологий.
Таким образом, внедрение новых технологий, с одной стороны, может создавать угрозу профессиям, не требующим квалификации или специализированного образования, а с другой стороны — способствует возникновению новых рабочих мест для обслуживания различных электронных устройств. А такие рабочие места подразумевают более высокую оплату труда и перспективы для карьерного роста.