Минздрав готовит изменения в перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациенту при оказании паллиативной медицинской помощи на дому. Так, в список добавят стационарный аппарат ИВЛ, систему кислородной терапии и еще 26 позиций. О чем говорит внимание чиновников к теме оказания паллиативной помощи, разбирались «Известия».
Кому нужна паллиативная помощь
Министерство предлагает дополнить список 28 позициями, среди которых — высокочастотный аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ) с электроприводом, респираторная система кислородной терапии, кровать с гидравлическим приводом и др. Также вводятся несколько новых групп и подгрупп: например, подгруппа «Катетеры урологические и сопутствующие изделия» или «Протезы/ортезы внешние».
В случае принятия приказа перечень будет расширен до 259 медизделий. При этом в 2019 году, когда документ был утвержден, он объединял 173 позиции.
Как пояснила в разговоре с «Известиями» директор Института здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, богатый ассортимент медизделий в перечне показывает, насколько велики потребности в паллиативной помощи в России.
— Это говорит об огромном перечне заболеваний, которые могут переходить в паллиативное состояние, — отметила она.
Данная медицинская помощь оказывается пациентам с неизлечимыми хроническими прогрессирующими заболеваниями. Также ее получают люди с заболеваниями в той стадии, когда исчерпаны возможности лечения.
При этом председатель Общественного совета по защите прав пациентов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов заявил «Известиям», что на данный момент он считает перечень удовлетворяющим потребности на 60-70%, но отметил, что сразу составить удачную подборку технических средств всегда сложно.
— Сам факт увеличения количества средств и способов оказания паллиативной помощи, создание материально-технической финансовой базы под их приобретение, разработка определенного рода правил, которые узаконивали бы получение этих технических средств, — это всё ведет нас в совершенно новую эру, в новые подходы к оказанию помощи нуждающимся пациентам, — сказал он.
Паллиативная помощь требуется в случаях, когда пациент нуждается в избавлении от боли и других проявлений заболевания для поддержания приемлемого качества жизни.
«Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в условиях дневного стационара и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи», — готовится в недавно утвержденной программе госгарантий на 2024–2026 годы.
В конце 2023 года министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что число паллиативных пациентов в России растет — за два года оно увеличилось более чем на 80%. По его словам, за девять месяцев 2023 года медицинские изделия получили более 26 тыс. человек, из них более 8 тыс. — дети.
«Меры, принимаемые в целях развития паллиативной медицинской помощи в Российской Федерации, позволили повысить доступность данного вида помощи и увеличить количество пациентов, получивших паллиативную медицинскую помощь, до 904 тыс. человек», — сказал глава Минздрава.
«Известия» направили запрос в Минздрав, но на момент публикации материала ответ не получили.
Зачем расширяют перечень
Главный врач АНО «Самарский хоспис», эксперт благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Ольга Осетрова отметила в беседе с «Известиями», что проект приказа о расширении перечня медизделий нельзя назвать революционным.
— Это плановая доработка нормативной базы, которая должна происходить как минимум каждые три года. Прошлые изменения вносились в 2020 году, — сказала она.
Эксперт пояснила, что проектом планируется удалить из перечня задвоенные позиции и усовершенствовать классификацию медизделий. В результате будет проще делать заявку и видеть, чего не достает.
— В новом проекте приказа есть новые позиции, такие, например, как высокочастотный аппарат ИВЛ, который более безопасен для легочной ткани. Для некоторых пациентов это очень важно. Чем больше разной аппаратуры включено, тем более индивидуально мы можем оказать паллиативную помощь и выбрать из множества вариантов самый оптимальный (а иногда — единственно возможный) для конкретного пациента, — отметила Ольга Осетрова.
При этом она подчеркнула, что внесенные изменения нельзя назвать исчерпывающими.
— Пройдет три года, появится что-то новое и возникнет необходимость в новом перечне. Но это, конечно, позитивные изменения, — добавила специалист.
Лариса Попович также поддержала расширение перечня и высоко оценила постепенный перевод паллиативного ухода из институционального на домашний, отметив, что эта тенденция наблюдается во всем мире.
— В таких случаях человеку предстоит лежать долго, а дома и стены помогают, — уверена она.
Специалист напомнила, что еще недавно ситуация с паллиативной помощью в России была непростой, так как ее оказание, согласно программе госгарантий, полностью отдано на откуп регионов, а их финансовое состояние сильно отличается друг от друга. Но, по ее мнению, сам факт внимания к этой теме говорит о том, что ситуация налаживается и ресурсное оснащение улучшается.
Ян Власов также отметил, что расширение перечня говорит о том, что Минздрав нацеливается на усиление практики домашних стационаров.
— Это очень важно и означает, что мы наконец-то меняем подходы оказания медицинской помощи. У нас появляется понимание, что паллиативная помощь должна оказываться совершенно конкретными докторами, у них должен быть свой инструментарий; что место, где сам пациент находится, то есть его дом, должно быть подготовлено. Что нельзя взять и сделать место нахождения пациента домашним стационаром по щелчку пальцев, — пояснил специалист.
Что еще предстоит сделать
По мнению Яна Власова, российская паллиативная помощь находится в начале своего пути. Из основных проблем, которые еще только предстоит решить, он выделил снятие болевого симптома, напомнив, что тема многократно озвучивалась на всех уровнях.
— Уровень выписки рецептов на обезболивающие, по данным некоторых специалистов, остается менее 10% от заявленного. У нас до сих пор остается проблема доступности лекарственных препаратов для пациентов. По-прежнему является проблемной тема, связанная с хранением этих лекарств в аптечных учреждениях, потому что аптеки относятся не к системе здравоохранения, к сожалению, а приравниваются к неким магазинам. Поэтому аптеки не хотят хранить у себя никакие сильнодействующие препараты, так как для этого нужны специальные разрешения, специальные условия, — рассказал он.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов пояснил, что для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо менять систему отношений между аптечными структурами и Минздравом, возвращать их в подотчетность этому ведомству.
Помимо этого, добавил он, необходимо менять систему подготовки специалистов, которые оказывают паллиативную помощь. Сейчас медики проходят для этого курс повышения квалификации, но это направление, считает Ян Власов, должно быть самостоятельным.