Регионам могут запретить вводить ограничения на продажу отдельных видов горячительных напитков (например, алкоэнергетиков, запрещенных в 38 регионах РФ) и устанавливать другие дополнительные ограничения на алкогольном рынке. Такие предложения содержатся в плане мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью, подготовленном Минфином и направленном в правительство в конце января. Об этом «Известиям» рассказал один из федеральных чиновников, знакомый с документом. Ранее о необходимости сократить «алкогольные» полномочия регионов заявляли представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
По словам собеседника «Известий», в плане мероприятий фигурирует пункт «Пресечение практики регионального протекционизма (пресечение установления законодательного запрета на введение противоречащих федеральному законодательству дополнительных требований к ввозимой на территорию субъекта РФ алкогольной продукции; пресечение скрытого субсидирования, запретов на продажу отдельных видов алкогольной продукции в субъектах РФ)». Исполнительным документом по пункту указан законопроект.
Ранее аналогичный пункт присутствовал в «дорожной карте» по стабилизации ситуации на алкогольном рынке, итогом его реализации стал доклад ФАС в правительство.
— Это говорит о том, что предложения ФАС одобрены, — считает источник «Известий».
Отметим, сейчас, согласно действующему закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», региональные власти «вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции».
О праве запрещать отдельные категории напитков в законе напрямую не говорится.
— Если судить по практике с алкоэнергетиками, то любой регион может взять и запретить, например, водку или даже водку определенной марки. А это уже потери для бюджета (от снижения поступления акцизных сборов. — «Известия»). Региональные политики пиарятся на этих запретах, но реальной пользы от них нет, — объясняет гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Аналогичное предложение содержалось и в докладе ФАС.
— Кроме того, регионы ограничивают время продажи алкоголя, каждый по-своему прописывает, на расстоянии скольких метров от школ и больниц может стоять магазин, кто-то вообще говорит о сухом законе. Это всё приводит к снижению легальных продаж и росту продаж контрафакта. Соответственно, если не оставить регионам прав по регулированию, бюджет только выиграет, — считает Дробиз.
Отметим, лишение регионов прав на установление времени и мест продажи спиртного напрямую не следует из названия пункта в плане Минфина, однако ФАС уже предлагала эту меру правительству и она может быть поддержана и Минфином.
В Минфине оперативно комментарий не предоставили.
По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, индустрия поддерживает ослабление прав регионов в регулировании алкогольного рынка.
— Мы разделяем точку зрения о том, что нужны единообразный подход, единые правила на всю страну, у нас ведь единое экономическое пространство. А когда в каждом регионе свои представления о прекрасном, в этом нет ничего хорошего для общефедеральных производителей, — говорит Добров.
Он добавил, что считает основой перегибов алкогольной политики на местах тот факт, что часть средств от собранных акцизов остается в региональном бюджете.
— Если все акцизы будут зачисляться в федеральный бюджет, а потом распределяться в регионы пропорционально численности населения или продажам, ситуация будет лучше, — говорит Добров.
Председатель координационного совета Общественной палаты по защите граждан РФ от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости Султан Хамзаев полагает, что лишение региональных властей прав по регулированию алкогольного рынка приведет к негативным экономическим последствиям.
— В разных регионах разная специфика, разная культура, и везде сделать единую правильную политику нельзя. Если снять существующие региональные ограничения, дыры в бюджете могут залататься этими «пьяными» деньгами, но через 5–10 лет у населения начнутся проблемы со здоровьем, мы начнем терять экономически активное население, что приведет к гораздо большим потерям, — рассуждает Хамзаев.
Отметим, схожей точки зрения придерживаются и губернаторы.
— Есть региональная специфика, национальные и территориальные особенности того или иного региона. Это вопрос, по которому единые стандарты неприменимы для такой большой многонациональной страны, как Россия. По тем же алкоэнергетикам: может быть, регионов с большим доходом и иными органолептическими особенностями эта проблема не касается, но у нас она есть, — говорил «Известиям» ранее губернатор Кировской области Никита Белых.
Неоднозначное отношение жителей разных регионов к спиртному демонстрирует и составленный в конце прошлого года рейтинг алкоголизации субъектов РФ. Так, самыми трезвыми регионами считаются Чеченская Республика, республики Ингушетия и Дагестан, а самыми пьющими — Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ и Магаданская область.