Игра на грани: эксперты рассказали о правилах безопасного выбора квестов

​​​​​​​Рынок подобных развлечений вырос в России почти на треть
Мария Фролова
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина

В России увеличился рынок квестов — за год их стало почти на треть больше. Одновременно на них стали фиксировать больше несчастных случаев с детьми из-за неосторожности аниматоров. «Известия» выяснили, как выбрать безопасный квест, что делать в случае, если человек пострадал при его прохождении, и как в России борются с такими инцидентами.

Несчастные случаи

В России участились случаи, когда дети и подростки получают травмы во время квестов и игр с аниматорами. Только за последнюю неделю в Москве произошли два таких случая: мальчик вернулся из квест-комнаты с гематомами, а девочка — с ожогом второй степени.

Первая история произошла во время хоррор-квеста в здании на Карачаровской улице. По данным SHOT, 15-летний Денис (имя изменено) выбрал самый сложный уровень: там предполагалось, что в помещении будет темно, а актеры смогут пугать школьника и касаться его.

На следующее утро подростку стало плохо: всё его тело покрылось синяками. Денис обратился в травмпункт, где ему диагностировали ушибы грудной клетки и защемление нерва в пояснице. Медики пояснили, что ситуацию ухудшила тромбоцитопения — у ребенка был низкий уровень тромбоцитов, и гематомы могли появиться даже после несильных ударов. Несмотря на то что мать Дениса не стала писать заявление, в полиции всё же решили проверить работу хоррор-квеста.

Фото: ТАСС/Павел Смертин

Вторая история произошла в парке развлечений в одном из ТЦ на Сходненской улице. Родители устроили там день рождения своей 10-летней дочки: праздник проводили аниматоры, которые решили показать детям трюк с жидким азотом. Рассказывая, как быстро охладить лимонад, одна из актрис полила остатком жидкости именинницу и попала ей на одежду и носки.

В результате у девочки зафиксировали сильные ожоги. В качестве извинения организаторы предложили семье скидку в 7 тыс. рублей — за празднование родители заплатили 42 тыс. Следователи проводят проверку по факту случившегося.

Тысячи нарушений

По данным экспертов «Известий», рынок квестов в России стремительно расширяется. Только в 2023 году рост в крупных городах показал 20–30% по сравнению с 2022-м, говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ Петр Щербаченко. При этом само проведение квестов пока не регулируется законом — и это нередко приводит к несчастным случаям.

— За последние два года в России выявили почти 9 тыс. нарушений при эксплуатации спортивно-игровых площадок, аттракционов и других объектов развлечений, в том числе и при проведении квестов. По материалам прокурорских проверок возбуждено и расследуется 27 уголовных дел, в рамках которых установлено безответственное отношение организаторов к обеспечению безопасности, — рассказывает Щербаченко.

Фото: ТАСС/Ярослав Беляев

Как считает эксперт, причина этого в том, что в России нет официальной сертификации квестов по уровню опасности, возрасту участников и другим параметрам. Это создает препятствие при привлечении к ответственности организаторов таких мероприятий в случае, если кто-то из участников получит травмы.

— Действующие нормативные акты не предъявляют специальных требований, касающихся обеспечения безопасности во время квестов. Именно на тему квестов нет санитарных правил и тому подобных актов. Тем не менее есть примеры судебных решений об удовлетворении исков граждан, пострадавших во время игр с аниматорами, — отмечает ведущий юрист ЕЮС Юрий Телегин.

Один из них — случай в Омске в 2020 году, когда суд взыскал с организаторов квеста 70 тыс. рублей в пользу местного жителя, получившего травмы во время прохождения игры. Судья счел, что бизнесмен нарушил нормы ГК и закона «О защите прав потребителей», согласно которому товары и услуги должны быть безопасны для жизни и здоровья.

В 2018 году организатора квестов в Сочи оштрафовали на 500 тыс. рублей: участница командной игры упала с неогражденного подиума и получила травмы головы и лица. Осужденного также приговорили к ограничению свободы сроком на год.

Как отмечает Телегин, в случае если человек пострадает во время квеста, его организаторов можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»). Она предусматривает наказание вплоть до лишения свободы до двух лет, а при отягчающих обстоятельствах — до шести лет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Меры профилактики

Между тем в случае с квестами (как и в любой другой отрасли) проблему лучше предотвратить. Возможным решением эксперты «Известий» видят ГОСТ для квестов для детей, утвержденный Росстандартом в конце декабря 2023 года. В соответствии с ним аниматорам запретят болевые контакты с участниками и обяжут предоставлять справки о том, что они не состоят на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах. Кроме того, работники квестов должны будут иметь профильное образование или удостоверение о прохождении курсов.

В документе впервые обозначаются требования к помещению для игры, видеонаблюдению, тематике, сюжету и инструктажу по безопасности. В частности, стандарт запрещает использовать в квестах элементы, которые могут навредить участникам. К ним относятся токсичные материалы, опасные химические реагенты, взрывчатые вещества, открытый огонь, огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, включая пилы, ножи и молотки.

В условиях квеста теперь будет прописано, что участники могут в любой момент прервать игру. И указано о недопустимости любых грубых контактов с игроками — максимум аниматоры могут повалить их на мягкую поверхность (без причинения боли).

Как объясняет «Известиям» глава рабочей группы по разработке стандарта депутат Яна Лантратова, ГОСТ Р 71161-2023 «Услуги в области развлечений и отдыха детей. Квест-комнаты детские. Общие требования» начнет действовать с 1 марта 2024 года. Как следует из названия, документ касается именно работы с детьми.

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— Следующим нашим шагом станет разработка стандартов качества для организации квестов для взрослых. Потому что, к сожалению, там тоже бывают опасные ситуации, когда люди вместо развлечения получают физические увечья или психологические травмы, — говорит Лантратова.

В новом документе, как и в предыдущем, будет уделено внимание организации квестов, оформлению помещений, пожарной безопасности и реквизиту, а также перечню необходимых компетенций аниматоров.

— Это очень важно, поскольку значительное число травм на квестах вызвано именно непрофессиональными, а иногда и преступными действиями актеров, — заключает депутат Госдумы.

Как выбрать безопасный квест

Выбирая квест для себя и особенно ребенка, эксперты «Известий» рекомендуют в первую очередь обращать внимание на безопасность как самой игры (например, учитывать возрастные ограничения), так и помещения, где она будет проводиться. Можно почитать отзывы в интернете, пообщаться с сотрудниками и задать интересующие вопросы.

Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— Родителей могут насторожить отсутствие договора на оказание услуг или невыдача второго экземпляра, прием оплаты только наличными или на счет физического лица, отсутствие реквизитов организатора на сайте квеста, отсутствие вывесок на здании и допуск детей к квесту без получения письменного согласия родителей, — отмечает юрист ЮФ «Прагмат» Елена Оржиховская.

В случае если на квесте ребенку всё же причинят вред, она советует сразу обратиться за медицинской помощью с обязательной фиксацией обращения и всех жалоб в карте. Дальше в зависимости от степени причиненного вреда родители будут решать, писать заявление в полицию либо ограничиться разрешением спора в рамках гражданско-правового поля. В обоих случаях они могут потребовать полного возмещения убытков (лечения, покупки лекарств, услуги юристов) и компенсации морального вреда.

— Как бы там ни было, можно позаботиться о других участниках и заодно написать обращение в Роспотребнадзор — он вправе инициировать проверку изложенных обстоятельств и привлечь организатора к административной ответственности, — заключает юрист Елена Оржиховская.