По данным Центробанка, в декабре 2015 года «дочки» ведущих кредитных организаций Китая — Бэнк оф Чайна, Чайна Констракшн Банк и Чайнасельхозбанк — начали выводить активы из РФ. Самый большой отток наблюдался у Бэнк оф Чайна, специализирующийся на экспортно-импортных отношениях между РФ и Китаем (на 100% принадлежит одному из крупнейших банков Китая Bank of China; контролируется правительством Китая). За декабрь активы Бэнк оф Чайна сократились на 31% с 55,9 млрд до 38,6 млрд рублей, за ноябрь-декабрь — на 45,3%. В результате банк переместился с 89-го на 124-е место в рейтинге банков, работающих в РФ.
Активы Чайна Констракшн Банка («дочка» государственного China Construction Bank) за декабрь сократились на 17,3% — до 20,3 млрд рублей. Чайна Констракшн Банк (178-е место по активам) работает в России с 2013 года. Главный бенефициар банка — министерство финансов Китайской Народной Республики (57,14%).
У Чайнасельхозбанка (дочерней организации Сельскохозяйственного банка Китая — Agricultural Bank of China), открытого в РФ в 2014 году, активы сократились на 1,7% — до 4,1 млрд рублей. Банк потерял пять позиций и переместился на 398-е место по активам в рейтинге банков РФ.
Активы выросли только у АйСиБиСи-банка (на 100% принадлежит китайскому госбанку Industrial and Commercial Bank of China): на 3,9%, до 70,6 млрд рублей. Банк сейчас на 90-м месте по активам; за месяц он всё равно потерял пять позиций.
— Мы не реагируем на конфликт России с Турцией, — заявил «Известиям» представитель Бэнк оф Чайна. — Снижение активов банка в декабре 2015 года связано с тем, что российские юрлица забирали средства со счетов, открытых в банке. Это их право, мы выполняли их распоряжение.
В остальных банках не ответили на запрос «Известий».
По словам директора аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимира Рожанковского, многие китайские банки оказались вовлечены в низкокачественные кредиты и сейчас они проводят переоценку своих активов (mark-to-market).
— Основная сфера потерь китайских банков — кредиты на строительство жилья, цены которого в последнее время, как известно, поползли вниз, делая многих застройщиков неплатежеспособными, — поясняет Рожанковский. — Декабрьское снижение активов дочерних организаций китайских банков является ощутимым, и уже сейчас можно предположить, что регулятору Китая придется их докапитализировать, скажем, за счет национальных резервных фондов. Странным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что Народный банк Китая до сих пор так и не объявил начала программы их стресс-тестирования. Относительно России могу лишь сказать, что здесь никогда не было мощного финансового китайского лобби, и едва ли можно вспомнить хотя бы один китайский банк, который успел за это время полномасштабно выйти на отечественный розничный рынок. Эти банки в основном работали лишь как финансовые агенты для крупных межстрановых проектов, в основной своей массе они оказались замороженными. Поэтому мы не видим каких-либо существенных негативных последствий для РФ от такого исхода.
Директор методического департамента Национального рейтингового агентства Максим Васин согласен с тем, что сокращение активов «дочек» китайских банков в РФ является заметным.
— Столь значительное сокращение обычно возможно, если активы имеют краткосрочный характер или вложены в ликвидные финансовые инструменты, которые можно быстро продать. На фоне снижения стоимости нефти и роста курса валюты к рублю в декабре китайские банки, очевидно, переоценили перспективы российской экономики в худшую сторону и стали сокращать риски на российские активы, — предполагает Васин.
По мнению эксперта, дополнительным фактором стало и ухудшение ситуации на фондовых рынках Китая, продолжившееся в январе 2016 года, — в этих условиях банки Китая могли принять решение о сворачивании экспансии за рубежом, особенно в странах с нестабильными валютами.
— Если смотреть на то, какие макроэкономические прогнозы озвучивались в ноябре (пик (дно) кризиса пройдены, в 2016 ожидается рост) и какие прогнозы присутствуют теперь (рост начнется с 2017-го, возможно дальнейшее снижение цен на нефть и т.д.), а также на ситуацию на валютном рынке (80 рублей за доллар никто не прогнозировал в декабре), такое положение объясняет нежелание китайских дочерних банков принимать на себя риски российской экономики в текущих условиях, — рассуждает Васин. — Возможно, когда ситуация выровняется, исчезнет нестабильность, связанная с нефтью и валютами, а динамика экономики перейдет в положительную область, китайские банки снова захотят наращивать здесь свое присутствие. Финансовые отношения РФ с Китаем очевидно не ухудшились: по-прежнему обсуждаются совместные проекты в рамках ШОС, банка БРИКС, переход на национальные валюты в торговле.
— По сравнению с 2014 годом активы китайских банков в целом выросли на 15,5%, до $29,7 трлн, — отмечает член правления АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян. — Росту активов способствовало планомерное снижение ключевой ставки Народного банка Китая и норм обязательных резервов, снижение курса их национальной валюты. Только в январе 2016 года произошла еще одна масштабная девальвация юаня, обрушившая почти все мировые фондовые рынки, которая также будет способствовать дальнейшему росту номинальной величины активов банковской системы Китая. В противоположность общей тенденции развития мы отмечаем сокращение активов китайских банков, работающих в России, которое обуславливается их закономерным стремлением ограничить себя от воздействия российских политических и экономических рисков.
Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что «разворот на Восток» закончился.
— Российские предприятия и банки не сумели заместить западные кредиты в Китае и других восточных странах. Китайские банки и банки других восточных стран не ринулись сломя голову в Россию. А те китайские банки, что уже действуют в России, преимущественно стагнируют. Тем более что у Китая своих забот полон рот — экономика Поднебесной охлаждается, рост ВВП замедляется, — отмечает Осадчий.
Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, напротив, уверена, что о полном выводе китайскими банками активов из России пока говорить рано.
— Отрицательную динамику в течение двух последних месяцев прошлого года показал Бэнк оф Чайна, другие китайские банки уменьшили активы только в декабре, — говорит Касьянова. — Причем и у Чайна Констракшн, и у Чайнасельхозбанка объем активов к концу декабря оказался выше чем, в начале ноября 2015 года. Таким образом, пока преждевременно утверждать, что китайские банки постепенно уходят с российского рынка. О тенденциях можно будет рассуждать к концу I квартала 2016 года, когда тренды будут выражены более явно. Отношения РФ и КНР развиваются в прежних направлениях.
Наряду с Бэнк оф Чайна, в топ-10 банков, у которых активы сократились наиболее существенно, попали еще четыре иностранных кредитных организации: ИНГ Банк («дочка» голландского одноименного банка), «Креди Агриколь КИБ» (контролируется французской Credit Agricole Group), ОТП-банк (контролируется венгерским OTP Bank) и Ишбанк («дочка» турецкого Turkiye Is Bankasi Anonim Sirketi).