Долги потребителей за газ выросли до 162 млрд рублей

Рекордный рост задолженности может быть остановлен: структуры ЖКХ должны будут заручаться банковскими гарантиями, перед тем как с ними подпишут новый контракт на поставку газа
Арсений Погосян
Фото: ИЗВЕСТИЯ

Долги потребителей за газ растут рекордными темпами. Как сообщили «Известиям» в ООО «Газпром межрегионгаз», по состоянию на 1 декабря 2015 года общая задолженность всех категорий потребителей за газ составила 162,57 млрд рублей. Год назад долг был на 37,67 млрд рублей меньше — 124,9 млрд рублей.

Как «Газпром» попытается вернуть долги

Это рекордные темпы за последние годы: максимального значения они достигали в период с 2012 по 2013 год — разница по долгам за газ составила 35 млрд рублей. В процентном соотношении рост долгов тоже ускорился: сейчас они выросли на 30%, а с декабря 2013 года по декабрь 2014-го рост был всего 7,9% (долг вырос тогда с 115,1 млрд рублей до 124,9 млрд рублей).

Тем не менее есть вероятность, что с этого года всё может измениться и новые долги монополия копить не будет. Согласно поправкам в закон «О газоснабжении в РФ», вступившим в силу в январе 2016 года, перед заключением договора на поставку все коммунальные структуры — получатели газа должны будут заручиться банковскими или же муниципальными гарантиями того, что оплатят газ в срок, сообщили в пресс-службе «Газпром межрегионгаза». Если же долг снова начнет расти, долги за потребителей станут выплачивать банки или же мэрия.

Как правило, долги перед «Газпромом» у сбытовиков (управляющих компаний, ТСЖ, энергосбытовых компаний) и теплоэлектростанций (на них из общего долга в 162,57 млрд рублей приходится 48,8 млрд рублей, или 30%) образуются за счет аналогичных долгов населения перед ними.

За последние несколько лет проблема неплатежей со стороны населения сильно обострилась.
 Так, на совещании осенью 2013 года глава «Газпрома» Алексей Миллер говорил о сразу двукратном росте просроченной задолженности с начала 2012 года — с 57,7 млрд рублей до 100,7 млрд рублей.

— Основными неплательщиками являются три категории потребителей — это комбыт, население и электроэнергетика, — отмечал он.

Старые долги иначе как через суд уже не вернуть, рассуждает собеседник в Минэнерго, поэтому на совещании у премьера стали обсуждать, как избавиться от новых. Как позднее рассказывал гендиректор «Газпром межрегионгаза» Кирилл Селезнев, Дмитрию Медведеву было предложено несколько вариантов: перевод потребителей с постоплатной системы внесения платежей за газ на авансовую, прямое получение оплаты за газ от конечных потребителей, введение уголовной ответственности за неплатежи или же обязательные банковские либо муниципальные гарантии за оплату газа. В итоге правовая база осенью 2015 года пополнилась только последним вариантом, а также прогрессивным начислением процентов по долгам (в зависимости от длительности долга) и повышением штрафов за самовольное подключение к газовым трубам.


Впрочем, твердой гарантии в получении платы по новым платежам всё равно нет — принятые поправки, касающиеся банковских либо муниципальных гарантий, условны, на большее пока идти «не то время», признают в Минэнерго.


— К примеру, если банк откажется давать такие гарантии, теплоснабжающая компания всегда может пожаловаться мэрии и пригрозить отключением подачи горячей воды, на что, естественно, в условиях и без того высокой социальной напряженности муниципалы идти не будут и дадут свою гарантию, чтобы расплатиться из своего бюджета, — пояснил источник. — В особенности будет сложно заручиться такой поддержкой долговым миллиардерам — кто среди банкиров им станет доверять?


По данным «Газпром межрегионгаза» за ноябрь 2015 года, таких «долговых миллиардеров» у монополии 12 — крупнейшие работают в Тверской (ООО «Тверская генерация» с долгом в 2,2 млрд и ОАО «Тверские коммунальные системы» с 4,2 млрд рублей просрочки, ранее принадлежали ОАО «ТГК-2») и Архангельской областях (само ОАО «ТГК-2» с суммарным долгом в 4,6 млрд рублей). Из упомянутой суммы общего долга потребителей перед «Газпромом» (162,57 млрд рублей) на структуры ЖКХ приходится 48,8 млрд рублей, остальное — на население, электроэнергетику, промпотребителей и пр.

Закон 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» был принят осенью 2015-го. Этими поправками о гарантировании оплаты был защищен не только «Газпром», но и электрогенерирующие компании, отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

Частные котельные и ТЭЦ ждут повышения тарифов

Компаниям-должникам, у которых скоро истекают действующие контракты, «Газпром» уже выслал уведомления о новых условиях и посоветовал заранее искать банки-партнеры, рассказали «Известиям» несколько менеджеров теплогенерирующих компаний. При этом многим пока сложно представить, где найти такой банк, который согласится гарантировать оплату поставленного газа.

Теплоснабжающие компании оказались зажаты между властями и продавцами газа: с одной стороны, они должны бесперебойно поставлять тепло населению, с другой — так же бесперебойно платить за газ, но при низких тарифах на тепло и воду такая политика может привести к банкротству предприятий, рассуждает гендиректор ООО «Дагестанэнерго» Магомед Алиев. Из-за долгов за газ в марте 2015 года Алиев попал под следствие по подозрению в преднамеренном уходе от уплаты долгов. Сейчас компания находится в процедуре банкротства, что создает риски отключения подачи горячей воды в Махачкале.

До 2012 года активом владел «Лукойл», но низкие тарифы заставили компанию продать актив другим бизнесменам, говорит Алиев. По данным ЕГРЮЛ, компанией через ООО «СитиОйл» владеют братья Магомед и Шамиль Сулеймановы. Компания не раз оспаривала стоимость горячей воды для населения, установленную Федеральной службой по тарифам (ФСТ); в итоге суммарно с 2012 по 2015 год ФСТ в досудебном порядке пообещала вернуть компании неучтенные убытки по тарифам на 563 млн рублей. В декабре 2015 года Алиев просил главу правительства Дагестана Абдусамада Гамидова помочь в возвращении долга населения в 350 млн рублей и способствовать возвращению не учтенных в тарифе 563 млн рублей.

— В июле у нас заканчивается контракт с «Газпромом», соответственно, к этому моменту мне уже надо найти себе в партнеры банк. Убыточному предприятию гарантию никто не даст, так что фактически деньги «Газпрому» будет возмещать правительство республики, иначе придется отключать воду, — заключает собеседник.

Тверские предприятия — должники «Газпрома» ООО «Тверская генерация» и ОАО «Тверские коммунальные системы» — из-за недополучения денег за поставленное тепло также были проданы в период с 2012 по 2015 год на тот момент материнской компанией ОАО «ТГК-2» частным инвесторам, впоследствии кредиторы начали банкротить эти структуры.

Что касается ТГК-2, то, как писали «Известия», для ограждения себя от еще больших долгов руководство компании пыталась изменить законодательство — так, чтобы собирать платежи с населения напрямую, без участия управляющих компаний, которые недоплачивали ТГК-2 за поставленное тепло. Однако предложение не было рассмотрено депутатами Госдумы. К ноябрю 2015 года суммарный долг компании «ТГК-2» перед «Газпромом» достиг 4,6 млрд рублей. В декабре 2015 году ее отстраненный от работы гендиректор Андрей Королев был объявлен в международный розыск.

Впрочем, у самой «ТГК-2» проблем по новым контрактам возникнуть не должно.

— Обязательства «ТГК-2» по контрактам на поставку газа в Архангельской и Ярославской областях обеспечены залогом имущества «ТГК-2», соответственно, компания на сегодня уже исполнила требования нового законодательства, — сообщил представитель компании. По данным компании, потребители на 1 января 2016 года задолжали ей 9,3 млрд рублей.

— Соответственно, здесь надо принимать волевое решение: либо давать поручение Минфину совместно с другими ведомствами проработать этот вопрос, либо дополнительно выделять субсидии регионам на компенсацию этих выпадающих доходов, либо субъектам привести эти тарифы в соответствие с реально обоснованными, — говорил о долгах за газ в декабре 2014 года курирующий регионы СКФО вице-премьер Александр Хлопонин.

После встречи с Миллером осенью 2013 года премьер Дмитрий Медведев просил регионы пересмотреть тарифы на газ на соответствие действующим тарифам на тепло, но, по данным «Известий», пока речи о повышении тарифов не идет. Как рассказал «Известиям» источник в окружении Хлопонина, правительство знакомо с проблемами теплоснабжающих компаний, но в условиях снижения платежеспособности граждан повышать тарифы не стремится.

Расходы у получателей газа «Газпрома» увеличатся собственно на гарантии, если они будут браться в банках. За посредничество между монополией и потребителем банки будут требовать около 1% от всей стоимости контракта, оценивает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

— В таких гарантиях обычно всё зависит от степени надежности компании-получателя, в том числе от размера ее долгов, — пояснил он.

Получить такую поддержку от банков в условиях роста неплатежей со стороны потребителей непросто — слишком велики риски остаться должником «Газпрома», считает замдиректора Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством РАНХиГС Евгений Блех. С гарантиями не возникнет проблем у крупных генераторов, таких как ООО «Газпром энергохолдинг» («дочка» «Газпрома»), считает Пикин, а вот частные котельные и ТЭЦ могут остановиться. В принципе, по мнению эксперта, нововведение не несет в себе много рисков и поспособствует очищению рынка от нестабильных компаний. Впрочем, с начала года случаев задержки заключения договора на поставку газа в связи с отсутствием гарантий от банков или же муниципальных структур у потенциального получателя газа не было, говорят в «Газпроме».

— По закону, если банки не дают гарантии коммунальщикам, те могут просить помощи у властей. Власти пойдут на это, но вопрос в том, насколько эти меры искоренят основную проблему непрозрачности работы самих коммунальщиков, — говорит зампред комиссии по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний Общественной палаты РФ Станислав Бычинский.

По его мнению, «круговые гарантии» в условиях дефицита бюджета повышают риски отключения отопления.

— Банки, понятное дело, постараются на этом нажиться, что спровоцирует коммунальщиков на то, чтобы отбить траты на банковские гарантии через потребителей. С другой стороны, могут пострадать и банки — страхование рисков может спровоцировать еще больший кризис неплатежей со стороны управляющих компаний, — считает он.