Джада Пинкетт-Смит выпустила свои первые мемуары Worthy («Достойная», «Стоящая»), книга уже вошла в топ-100 самых продаваемых на Amazon, а также заняла вторые строчки в рейтингах «Женские биографии» и «Биографии черных и афроамериканцев». Пощечине, которую экс-супруг Джады Уилл Смит дал Крису Року на «Оскаре», посвящена глава на 14 страниц. Кроме этого эпизода, Джада вспоминает о своих отношениях с Тупаком Шакуром, который сделал ей предложение прямо из тюрьмы, а также защищает сайентологию. «Известия» прочитали книгу на английском языке.
Подставь правую
Новость о том, что Джада и Уилл уже семь лет как не состоят в фактическом браке, взорвала недавно интернет, но всё же произвела не такой фурор, как пощечина Смита Крису Року на «Оскаре» 2022 года. Комику тогда «прилетело» за шутку о лысой голове Джады, страдающей алопецией, и Смит не смог сдержать гнева. Этому эпизоду посвящена 21-я глава биографии Пинкетт-Смит под названием «Священная шутка, священная пощечина и священные уроки». Как признается актриса, она до сих пор «не совсем уверена, было ли случившееся между Уиллом и Крисом Роком скетчем или реальностью».
— Уилл садится рядом со мной, и мы ловим взгляды друг друга. Я быстро беру его за руку, чтобы напомнить: «Я здесь». Кажется, что физически он здесь, но в голове — совершенно в другом времени и месте, — рассказывает Джада. По ее словам, она даже не планировала приходить на церемонию 2022 года после того, как Крис Рок уже однажды обидно пошутил в 2016-м, да и в целом отнеслась к приглашению супруга с удивлением: всё же на тот момент они уже шесть лет как были не вместе.
Рефлексии над пощечиной, выглядевшей не то как неадекватная вспышка гнева, не то как эквивалент рыцарского «заступиться за свою даму», длятся 14 страниц из почти 400. Джада намекает и на третий вариант причин произошедшего: когда поползли первые слухи о разводе Смитов, Рок пригласил ее на свидание, но получил отказ. Джада скачет между событиями ночи «Оскара» и воспоминаниями о том, как размышляла над тем, чтобы принять предложение немужа быть его спутницей на вечере (спойлер — думала не долго), то и дело погружаясь в рассуждения о том, какая они с Уиллом здоровая пара-непара, параллельно романтизируя то, что он до сих пор называет ее женой. Вероятно, на этом месте Джада забывает, что факт расставания они держали в тайне и такое обращение к ней на публике вполне логично с этой точки зрения.
— Мы жили отдельными жизнями, пусть как семья, но уже не как муж и жена. Но когда я услышала, как Уилл кричит «жена» в тот самый момент, мое внутреннее «я» сдвинулось, и мгновенно пришло осознание: «О, черт… Я его жена!» — объясняет Джада. — В каждый особенный момент нашей совместной жизни мы были рядом друг с другом. Я благодарна возможности продолжать эту связь и сейчас. В конце концов, уже исполнилось шесть лет, как мы не жили вместе, но всё еще были в законном браке, — добавила она.
Кстати, в 2022 году Уилл и сам выпустил автобиографию «Will. Чему может научить нас простой парень, ставший самым высокооплачиваемым актером Голливуда». Правда, история, рассказанная от первого лица, была написана всё же в соавторстве с Марком Мэнсоном. В России она вышла в издательстве «Бомбора». Сам Уилл Смит прокомментировал выход мемуаров экс-супруги The Times: «Когда ты находишься в отношениях с кем-то больше половины своей жизни, у тебя наступает нечто вроде эмоциональной слепоты. Из-за этого ты можешь очень легко растерять всю свою эмпатию и чувствительность по отношению к партнеру, к его скрытым тонкостям и внутренней красоте».
Личное (не)публичное
Хотя красной нитью сквозь все повествование проходит тема брака Джады с Уиллом Смитом, она не скрывает и другие детали своей жизни. Например, что она могла сыграть Тринити в «Матрице», поскольку братья (теперь уже сестры) Вачовски искали «цветную героиню на главную роль», но у нее и Ривза просто «не случилось химии». В истории про «Матрицу» Уилл тоже фигурирует: он мог сыграть Нео, но ушел к Майклу Манну играть Мухаммеда Али. Или как ее мать сидела на героине и забеременела еще школьницей, а сама Джада продавала крэк. Актриса утверждает, что и ее брак с Уиллом Смитом распался задолго до того, как он узнал об этом. Актриса не уточняет причин расставания, из-за чего складывается впечатление, что либо расставание состоялось из-за всего подряд, либо причин, напротив, не было: просто стало скучно после 26 лет жизни вместе.
Рассказала Джада и об отношениях с рэпером Тупаком Шакуром: оказалось, что они были настолько близко «духовно», что он, сидя в тюрьме в 1995 году, сделал ей предложение руки и сердца. Он написал письмо, которое она даже цитирует в мемуарах, но Джада ответила отказом.
— Тупак ожидал, что я буду не только психологической женой для него, но и физической. Я бы не смогла этого сделать. Может быть, тогда он не осознавал этого, но я уверена на все сто, выйдя из тюрьмы, он был рад, что не женился на мне. Он хотел, чтобы я была ему женой на время нахождения в тюрьме, а не на всю жизнь, — делится Джада.
Вообще Джада пишет о Тупаке очень много и с теплотой: не скажешь, что их связывали исключительно дружеские отношения, здесь видится скорее нечто на грани невозможной любви. Из-за чего невозможной, автор умалчивает, но намекает: тюрьма и наркотики, а еще слишком рано зародившиеся отношения, превратившие Тупака в глазах Джады скорее в брата, а не в потенциального партнера. В книге актриса не обошла стороной и скандалы с участием рэпера, вспоминая, как его обвинили в сексуальном домогательстве в 1993 году. Как пишет Джада, он отправился к ней, чтобы объясниться: настолько дорога ему была подруга и настолько сильно он не хотел упасть перед ней в грязь лицом. И она детально описывает этот эпизод.
— Он несильно продвинулся в повествовании, когда я остановила его, взглянув ему в глаза: «Мне не нужно слышать детали. Всё, что я знаю: если Тупак Аммару Шакур находится в одной комнате с девушкой, она всегда будет чувствовать себя в безопасности, несмотря ни на что», — пишет Джада.
Сайентологические скрепы
Мемуары Джады — это «путь женщины из глубин суицидальной депрессии до высот самопринятия и духовного исцеления, чтобы снова обрести себя», отметила автор американского журнала Ebony, ориентированного на афроамериканскую аудиторию, Делайна Диксон. Действительно, о духовном Джада тоже говорит — например, о своем отношении к церкви сайентологии.
В России ряд сайентологических трудов включен в Федеральный список экстремистских материалов, хотя религиозные группы сайентологов в стране функционируют легально, согласно ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». За рубежом множество знаменитостей становятся прихожанами сайентологической церкви, в том числе ими были Том Круз, Присцилла Пресли, Джон Траволта. Уилл Смит отмечал, что они с женой сайентологами не являются, а вот Джада намекает, что все-таки определенное влияние эта религия оказала и на нее, и на ее семью. Например, она признается, что обучала детей на дому, используя основы сайентологии.
— Некоторые разногласия по поводу моего подхода к образованию, вероятно, были связаны с использованием метода «Технология обучения», который я открыла для себя, когда познакомилась с сайентологией. Этот метод, хоть и пришел из сайентологии, юридически определяется как светский. Когда я вступила в эту церковь, мне было совершенно ясно, что стать ее членом невозможно, и это не было моей целью. Моя цель состояла в том, чтобы использовать руководство по базовому обучению, почерпнуть из него необходимое для меня, — объясняет Джада.
Сайентология, отмечает актриса, привлекла ее программой «Нарконон»: это как раз про ее отношения с наркотиками, развивавшиеся буквально с детства, ведь оба родителя тогда еще юной Джады неоднократно попадали в рехаб. Так, отец Джады участвовал в «Наркононе», рассказывает актриса, и «крайне ясно дал понять, что эта программа спасла ему жизнь, когда все думали, что надежды уже нет».
Спрос на мемуары высок — в XXI веке это уже не «окно исповеди», а еще один способ отомстить старым обидчикам путем разоблачения и вскрытия давних ран. В некотором смысле это отголоски движения #MeToo. Буквально на днях состоялись релизы и других мемуаров — «Женщина во мне» Бритни Спирс, «Друзья, любовники и одна большая ужасная вещь» Мэттью Перри (книга вышла в топы на всех маркетплейсах мира в связи со смертью актера 28 октября 2023 года) и очередная биография Мадонны. А в начале ноября мир ожидает бестселлер в жанре автобиографий — «Меня зовут Барбра» Барбры Стрейзанд, которая по одним только предзаказам Amazon уже поднялась на 11-е место в категории «Биографии».
В 2023 году на российском рынке вышли мемуары Пола Боулза и Шэрон Стоун, биография Федора Шаляпина и ретроспектива Мартина Скорсезе за авторством Роджера Эберта. Но свежих автобиографий зарубежных звезд в российских магазинах пока нет, и вряд ли мемуары Джады стоит ожидать в РФ в ближайшее время. «Известия» направили запрос в издательскую группу «Эксмо-АСТ».