Момент подъема: как Россия справляется без иностранных лифтов

После ухода зарубежных фирм отечественные компании организовали собственное производство
Сергей Гурьянов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Финский производитель лифтов Kone окончательно ушел с нашего рынка, продав свое подразделение в России. Ранее отечественному бизнесу перешли российские активы американской компании Otis, еще одного крупного производителя лифтов. Эксперты считают, что всё это не создает сложностей для лифтового хозяйства РФ. Однако проблемы остаются — в первую очередь, в жилых домах, где пока не могут заменить старые лифты из-за недостаточного финансирования. Недавно это привело к инциденту в Нижнем Тагиле — там неисправный лифт зажал женщину в шахте. Подробнее о ситуации с лифтами в России — в материале «Известий».

Завершение ухода

Компания Kone сообщила, что завершает продажу своего подразделения в России. Сделка, сумма которой не разглашается, была одобрена всеми контролирующими органами.

О прекращении поставок лифтов и отказе от подписания новых контрактов в Kone заявили еще в марте 2022 года. В июне того же года стало известно о планах продажи российского бизнеса фирмы. На момент продажи в российском подразделении Kone «ЛифтКоннект» работали около 300 человек.

По данным СМИ, приобретен и сервисный портфель «ЛифтКоннект» — 7 тыс. единиц оборудования, в том числе высокоскоростные лифты. Рабочие места сохранятся, но их переведут в сервисное подразделение Meteor Lift — под этим брендом теперь работает бывшее подразделение американской Otis, сделка по покупке которого состоялась еще в июле 2022 года.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

Вице-президент по промышленности Национального лифтового союза Петр Харламов заявил «Известиям», что такие сделки — совершенно нормальное явление, которое негативно на ситуации с сервисным обслуживанием и производством лифтов не отразится.

— Зачастую компания Kone обслуживала многие лифты Otis и наоборот, — пояснил он. — Поэтому сейчас Meteor Lift просто продолжит обслуживать лифты. Уход иностранных производителей с нашего рынка — скорее, их проблемы, чем наши. У нас достаточно объемный рынок, который должен представлять для них интерес.

Научились делать свое

В Минпромторге заявили «Известиям», что сейчас на российском рынке производством лифтов занимаются более 20 предприятий. Их мощности — более 60 тыс. лифтов в год.

— Это позволяет нам в полном объеме обеспечить имеющуюся потребность в лифтах скоростью до 2,5 м/с, — сказали в министерстве.

Сложнее была ситуация со скоростными лифтами (со скоростью более 2,5 м/с). В июне прошлого года появилась информация, что подъемники для высотных зданий в стране заканчиваются. Однако и в этом небольшом сегменте рынка дела налаживаются, утверждает Минпромторг. В перечень товаров для параллельного импорта включили скоростные лифты ThyssenKrupp, Schindler, Otis, Kone и отдельные электронные компоненты. Более того, отмечают в министерстве, уход иностранных компаний стимулирует российских производителей вкладываться и в производство скоростных лифтов.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Для повышения компетенций российских заводов за последние годы было выделено более 400 млн рублей, в том числе на разработку безредукторных лебедок для лифтов со скоростью более 2 м/с, скоростных пассажирских лифтов нового поколения со скоростью более 2 м/с, систем управления для скоростных лифтов, частотных преобразователей, линейки лебедок с использованием синхронных двигателей с постоянными магнитами производства, — рассказали в Минпромторге. — Основные результаты проектов мы увидим в 2024 году.

Петр Харламов рассказал, что российские производители уже научились разрабатывать лифты со скоростью свыше 4 м/с.

— Уже есть изготовленные лифты, применяющиеся на некоторых объектах. Мы об этом пока не сообщали, но на самом деле российские производители уже сейчас готовы поставлять лифты и в жилые дома, и в высотные здания, — заявил он «Известиям».

Российские на 80%

Петр Харламов подчеркивает, что кризиса с поставкой запчастей для сервисного обслуживания удалось избежать, вовремя пересмотрев логистические цепочки и сохранив каналы поставок с дружественными странами, в первую очередь — с Китаем.

— Здесь нет глобальной проблемы. Могут быть редкие затяжки по срокам поставок запчастей, но не ситуации, когда вообще нет какой-то детали, — заметил он. — Качество запчастей при этом не страдает. Те же финские лифты Kone изготавливались в КНР.

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

В Минпромторге сообщили, что общая доля российских комплектующих в лифте составляет порядка 80%. Генеральный директор Meteor Lift Игорь Майоров подтверждает эту цифру на примере своей компании. Уровень локализации оборудования на предприятии он оценивает в 75—90% в зависимости от типа продукта.

По словам Майорова, санкции затронули импорт ряда комплектующих, критически необходимых для лифтовой отрасли, но компании удалось скорректировать существующие цепочки поставок, в том числе ускорив поиск новых поставщиков. Помогают и российские производители, которые готовы осваивать новые виды продукции и совершенствовать свои технологии.

— Хорошим примером такой работы стало сотрудничество с Новолипецким металлургическим комбинатом, который специально для нас запустил в серийное производство высокопрочную оцинкованную сталь толщиной 4 мм, ранее ее получали из Европы, — рассказал Игорь Майоров. — Еще один пример — успешно локализованные LED-системы освещения кабин. Теперь этот компонент закупается у петербургского поставщика вместо французского. Оба проекта были реализованы за рекордно короткие сроки: начали обсуждение в начале апреля прошлого года, а уже в июне 2022 получили первые результаты.

Процент локализации надеются увеличить за счет собственных разработок. Специалисты НПП занимаются созданием критически важного компонента лифта — частотного преобразователя для управления лебедкой. Стоимость проекта — 143 млн рублей, и 70% стоимости покрывается за счет гранта Минпромторга.

Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева подчеркивает, что проблемы с лифтами в стране существуют, но они не связаны напрямую с санкционным давлением.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Российские предприятия по изготовлению лифтов способны покрыть все потребности рынка. Сегодня они недозагружены, — сказала она «Известиям». — Даже ситуация со скоростными лифтами для высотных зданий быстро выправляется: отчасти благодаря переходу некогда зарубежных брендов под российское управление, отчасти благодаря субсидиям Минпромторга на НИОКР и активной работе отрасли, направленной на импортозамещение.

Главной проблемой, возникшей в последние годы, она называет резкий рост стоимости лифтов в связи с подоражанием материалов.

Трудности спецсчетов

Проблемы с лифтами в регионах, к сожалению, остаются. Свидетельство тому — инцидент с жительницей Нижнего Тагила Свердловской области. Там девушка застряла в неисправном лифте с ребенком: завезла коляску, стала заходить — и открытый лифт неожиданно поехал. Девушку зажало, она повисла вниз головой и оставалась в таком положении около 35 минут, получив множественные травмы. Ей провели три операции.

По факту происшествия возбудили уголовное дело по ст. 238 УК РФ («Выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»), его расследование взял на контроль глава СКР Александр Бастрыкин.

СМИ со ссылкой на управление ЖКХ города сообщают, что лифт прошел ежегодное освидетельствование в июне, в октябре ему провели техническое обслуживание. Проблем тогда не обнаружили. При этом жильцы утверждают, что лифт давно работает с перебоями. Ростехнадзор проводит внеплановую проверку.

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

В администрации Нижнего Тагила на запрос «Известий» на момент публикации материала не ответили. На заседании Заксобрания Свердловской области заявили, что процесс замены лифтов в городах региона идет со значительным отставанием, ускорить его не удается из-за нехватки денег.

Проблемы с лифтами касаются не только Свердловской области, во многих регионах оперативно их заменить не удается.

— Сегодня в российских многоквартирных домах работают более 500 тыс. лифтов, из них около 100 тыс. отработали назначенный срок службы в 25 лет, — заявила Светлана Разворотнева. — Ежегодно отрабатывают свой срок службы до 10 тыс. лифтов. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» 011/2011, до 15 февраля 2025 года должны быть заменены все лифты, отработавшие свой срок. Однако, скорее всего, это требование не будет выполнено.

В чем проблема с заменой лифтов

Светлана Разворотнева поясняет, что основной инструмент замены лифтов — региональные программы капремонта. Но в краткосрочные региональные программы не включены как минимум 40 тыс. лифтов, то есть в ближайшие три года они не будут заменены.

— Особенно тяжелая ситуация с заменой лифтов сложилась в домах, выбравших в качестве средства накопления спецсчета, — пояснила депутат Госдумы. — Размер взносов, установленный в большинстве регионов, не позволяет им накопить средства на этот дорогостоящий вид работ.

Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

С ней согласен и Петр Харламов, который замечает, что накопить себе необходимую сумму на замену лифта собственники домов, которые собирают деньги на общий счет, а не доверяют их региональному оператору капитального ремонта, не успели. На софинансирование со стороны муниципальных, региональных и федеральных властей такие дома рассчитывать не могут.

— Собственники спецсчетов пока предоставлены сами себе, но мы работаем над тем, чтобы у них тоже была возможность получения поддержки. Для этого необходимы дополнения в законодательные документы, — сказал Петр Харламов.

Он подчеркивает, что важно учесть схемы финансирования. В некоторых домах уже попробовали применить систему факторинга — по сути, рассрочки платежа на три–пять–семь лет. По этой схеме Фонд капитального ремонта в течение пяти лет рассчитывается с факторинговой компанией, которая в основном является каким-то крупным банком, а люди как платили взносы, так и платят. Однако пока есть сложности — не все готовы пойти на такие схемы, говорит эксперт.

— Программа капремонта справлялась бы с заменой лифтов, если бы разрыв в платежах на нее не был столь значительным, — говорит эксперт. — Если в Москве и Подмосковье взнос на капремонт — достаточно приличная сумма, то во многих субъектах она совсем небольшая, собирать финансы на замену лифта очень сложно. А надо иметь в виду, что деньги идут не только на лифты, но и на ремонт всего дома.

Эксперт Дарья Полухина («Народный фронт. Аналитика») указывает, что кроме нехватки средств наблюдается и дефицит квалифицированных кадров.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

— Всего восемь колледжей в Российской Федерации предлагают обучение по специальности «электромеханик по лифтам», — сказала она «Известиям». — Причем бюджетных мест выделено всего 325. Очевидно, что такого количества подготовленных специалистов явно недостаточно.

В результате, говорит Полухина, многие управляющие организации могут нанимать неквалифицированный персонал, устанавливают лифты с низким техническим уровнем, используя дешевые материалы.