• Материалы
    • Новости
    • Статьи
    • Мнения
    • Фото
    • Видео
  • Рубрики
    • Политика
    • Общество
    • Экономика
    • Мир
    • Армия
    • Наука и техника
    • Интернет и технологии
    • Культура
    • Спорт
    • Страна
    • Новости компаний
    • Происшествия
    • Авто
    • Туризм
  • О компании
  • Редакция
Мир

Богатый талантами: как сохраняют народное искусство в Узбекистане

Традиционные ремесла здесь до сих пор в ходу
15 Октября 2023, 00:02
УзбекистанПроизводствоЭтнография
Фото: Ильдар Садыков
Художественная керамика — один из самых древних и интересных видов прикладного искусства Узбекистана. Ее отличает высокое мастерство исполнения, красивые формы, цвета и орнаменты. Она до сих популярна в обиходе и привлекает туристов. Чем еще гордятся местные мастера — в фотогалерее «Известий»
Фото: Ильдар Садыков
Самые значимые центры гончарного искусства — Риштан, Самарканд, Бухара, Гиждуван, Шахрисабз, Катта-Курган, Хива и Ташкент. Народная керамическая посуда делается из пластичных гончарных глин
Фото: Ильдар Садыков
Существуют типовые формы гончарной продукции. Это прежде всего блюда, по-узбекски называющиеся «ляган», «коса» — чаша на кольцевом поддоне для жидкой пищи, «пиала» — маленькие чаши для чая, «хурма» — сосуд с крышкой, похожий на супницу, узкогорлые кувшинчики для воды — «офтоба»
Фото: Ильдар Садыков
Перед росписью посуду покрывают ангобом — глиняной обмазкой из высокосортной огнеупорной белой и красной глины. Используются три традиционные техники декора: «калями» — свободное нанесение орнамента кистью, «басма» — различные типы штампа, впитывающего краску, «чизма» — гравировка орнамента по ангобу
Фото: Ильдар Садыков
Традиционно в качестве красителей в узбекской керамике применяются окись железа, марганца, меди, сурьмы, кобальта. Некоторые из этих красок еще до сих пор приготавливаются вручную, кустарным способом — например, из железной и медной стружки
Фото: Ильдар Садыков
Глазурь используется бесцветная, прозрачная, а также подкрашенная, чаще всего зеленого и желтого тонов. Широко применяется поташная (щелочная) полива — «ишкор»,— изготавливаемая гончарами путем пережигания определенных растений
Фото: Ильдар Садыков
Работа ведется в «дуканах» — домашних мастерских с печами в виде огромных тандыров
Фото: Ильдар Садыков
Каждый рисунок и узор на орнаменте несет в себе определенный смысл, поэтому посуда служит еще и оберегом
Фото: Ильдар Садыков
Центром местного производства шелка остается город Маргилан Ферганской области. В древности из него изготавливали деньги, им платили дань, рассчитывались при торговых сделках
Фото: Ильдар Садыков
Одним из разновидностей создания узоров на шелковой ткани является «читгорлик». Это печать рисунка на шёлке специальными штампами. Раньше эту технологию использовали для украшения полотенец и скатертей, а сейчас так украшают шарфы, палантины и платья
Фото: Ильдар Садыков
Для получения краски сначала варят пшеницу на хлопковом масле. Над получившейся кашей читают молитву. Затем добавляют маш, металлические детали и вываренные хрящи животных. Всю массу варят ежедневно по два часа и постоянно мешают. Из 200 литров кашицы получается 15 литров краски
Фото: Ильдар Садыков
Готовую шёлковую ткань расстилают на специальном столе, штампы окунают в краску и отпечатывают на ткани. Каждый рисунок уникален, для него нет готового эскиза
Фото: Ильдар Садыков
Рисунок создается без линейки и предварительной разметки. Штамп сначала окунают в краску, затем прикладывают к ткани и несколько раз стучат по нему кулаком
Фото: Ильдар Садыков
Еще один древний вид народно-прикладного искусства — ковроткачество. Ковер символизирует достаток и домашний уют. На узбекской свадьбе ковер обязательно дарят молодоженам
Фото: Ильдар Садыков
Почти все ковры создают вручную. На создание небольшого ковра может уйти целый год. В основном ковры в Узбекистане, как правило, ткут из шерсти, хлопка и гораздо реже — из шелковых нитей. Ковры делятся на несколько видов по длине ворса: длинноворсовые — «джульхирсы», коротковорсовые — «гиламы» и безворсовые — «паласы»
Фото: Ильдар Садыков
«Кошма» — один из старейших видов ковров. Изготавливается из верблюжьей и овечьей шерсти, может быть как простым, без рисунков, так и с орнаментом, для украшения жилища
Фото: Ильдар Садыков
Также популярно изготовление паласов в технике «гажари» и «терма». К их отличительным особенностям относится двухцветная основа с нанесённым на неё геометрическим рисунком. И, наконец, известны паласы в технике «араби» с их чётким, броским узором из контрастных светлых пятен
Фото: Ильдар Садыков
Курпача — традиционный легкий стеганый матрас, который выполняет в доме сразу несколько функций. На курпачах сидят за обеденным столом во время приема пищи, на них отдыхают днем и спят ночью
Фото: Ильдар Садыков
Раньше курпачи шили исключительно мужчины, но сегодня этим занимаются и женщины. Лицевая сторона курпачи обычно делается из хан-атласа, пан-бархата либо плюша, поэтому она мягкая и теплая. Внутренняя сторона изготавливается из хлопчатобумажной ткани
Фото: Ильдар Садыков
Наполнителем для курпачи служит вата. Вата для курпачи предварительно взбивается до однородности для простоты хранения. На одну курпачу в среднем уходит от 5 до 10 кг хлопка
Фото: Ильдар Садыков
Детей приучают к курпаче с рождения. В течение всей жизни человек ест и спит именно на ней. Кроме того, курпача обязательно входит в приданое невесты. По количеству матрасов гости оценивают богатство и достаток семьи
Фото: Ильдар Садыков
Еще одна местная гордость — бумага. Она стала известна в середине IX века и ценилась за гладкость и плотность. Однако со временем технология была забыта. В 1996 году по инициативе ЮНЕСКО производство было частично восстановлено
Фото: Ильдар Садыков
Сегодня для производствабумаги берется кора тутового дерева. Кору очищают с внешней стороны и долго варят в большом чане. Затем ее отбивают в больших ступах, пока она не превратится в однородную массу, похожую на тесто
Фото: Ильдар Садыков
Полученную массу добавляют в кадку с водой, перемешивают и процеживают специальным ситом. Затем она прессуется на листы флазелина, после чего высушивается вертикальном положении сутки. Готовую бумагу полируют на мраморном столе с помощью куска мрамора или костяного рога
Фото: Ильдар Садыков
Самаркандская бумага имеет характерный желтый оттенок. Ее не отбеливают химикатами, потому она долговечна и сохраняет свои плотность и гладкость 300-400 лет

Подпишитесь и получайте новости первыми
RSS
  • О компании
  • Редакция

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «Мультимедийный информационный центр «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Подробнее

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 - 72003 от 26 декабря 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2025