Крестьянский завоз: в России появятся агрегаторы фермерской продукции

А в законе закрепят четкое понятие, какие товары смогут ею называться
Мария Перевощикова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Понятие фермерской продукции появится в российском законодательстве — такой законопроект поддержало правительство РФ, выяснили «Известия». Также документ предполагает создание «агрегаторов фермерской продукции», выработку единых требований к ним и поддержку сбыта — в частности, развитие инфраструктуры для продажи. Чтобы фермерские продукты были конкурентны по цене с товарами крупных производителей, наценки у таких агрегаторов не должны превышать 15%, полагают эксперты. Но в любом случае реализация заложенных в проекте закона мер положительно скажется на положении фермеров и сделает экопродукцию доступнее для россиян, отметили представители отрасли.

Дорогу фермерам

В России планируется законодательно закрепить понятие фермерской продукции. Кабмин поддержал законопроект «О развитии сельского хозяйства», следует из проекта официального отзыва правительства (есть у «Известий»). С появлением этого понятия законодатели смогут принимать меры поддержки именно для этой категории товаров.

В проекте отзыва говорится, что под фермерской следует понимать сельхозпродукцию (а также результат ее первичной и последующей переработки), которую будут производить малые и микропредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физлица, ведущие личное подсобное хозяйство. Речь как об обычных продуктах, так и об органических и с улучшенными характеристиками.

Минсельхоз поддержал законопроект, закрепляющий понятие «фермерская продукция», сообщили «Известиям» в ведомстве.

— Его принятие будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и содействовать реализации фермерской продукции в торговых сетях, — сказали в Минсельхозе. — Кроме того, потребители теперь смогут быть уверены в том, что продукция, на упаковке которой указано, что она фермерская, действительно произведена малым агробизнесом.

Также документ предполагает оказание поддержки таким предпринимателям в сбыте их продукции. В отзыве кабмина говорится, что планируется создать единые требования и правила работы агрегаторов фермерской продукции. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти.

Основным видом деятельности агрегаторов будет закупка такой продукции, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту. Кроме того, в качестве поддержки предлагается «развитие инфраструктуры реализации фермерской продукции».

— Учитывая среднюю численность фермерского хозяйства в России в два-три человека, им сложно заниматься продажами конечным покупателям, — сказал «Известиям» управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский. — Обсуждаемая инициатива имеет ключевую важность для фермерского дела в нашей стране.

Важен сам факт введения понятийного аппарата в законодательство, подчеркнул депутат Госдумы Александр Аксененко. Мера поможет покупателям, которые будут понимать, что перед ними именно фермерский продукт, а не результат конвейерной промышленной переработки.

— Сейчас фермеры не выдерживают конкуренции с маркетинговыми уловками более крупных игроков, которую клеят на конвейерную продукцию фермерскую наклейку, — отметил депутат.

По его словам, пока большинство фермеров выходят к покупателю через перекупщиков или на социальных ярмарках. Но чтобы попасть на прилавок супермаркетов, продукция нуждается в более серьезной предпродажной подготовке. Поэтому законопроект предлагает такой инструмент, как «агрегатор фермерской продукции», который будет заниматься такой подготовкой.

— Но как себя будут вести сами торговые сети, не станут ли они диктовать свои условия, тоже вопрос к обсуждению, — добавил Александр Аксененко.

Важно, чтобы агрегаторами были или фермеры, или сельскохозяйственные производители, но не торговые сети, сказал «Известиям» представитель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Иван Пиреев. Продукция таких агрегаторов должна отличаться от товаров крупных скупщиков, пояснил он.

Реализация меры должна положительно отразиться на фермерах, считает член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров компании «Берега» Юрий Коробов: у большего числа людей будет возможность приобретать фермерскую, качественную, продукцию. По его мнению, в будущем фермерство сможет простимулировать крупный бизнес пересмотреть критерии качества товаров, повысив его.

Минсельхоз поддержал законопроект, закрепляющий понятие «фермерская продукция», сообщили «Известиям» в ведомстве.

— Его принятие будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и содействовать реализации фермерской продукции в торговых сетях, — сказали в Минсельхозе. — Кроме того, потребители теперь смогут быть уверены в том, что продукция, на упаковке которой указано, что она фермерская, действительно произведена малым агробизнесом.

Экопродукты

Поддержка фермерских продуктов, отечественных и экологически чистых, необходима, сказал «Известиям» депутат Госдумы Сергей Колунов. Речь идет о развитии отрасли, о достижении продовольственного суверенитета, создании новых рабочих мест. Именно для того, чтобы сделать эту работу более эффективной, нужно дать четкое определение понятию «фермерский продукт».

По мнению основателя экофермы и сыроварни «Яснополе» Дмитрия Черепкова, гарантия продажи их продукции в торговых сетях действительно помогла бы фермерам.

— Например, под фермерскую продукцию можно будет выделять хотя бы 10% торговых площадей в продуктовых супермаркетах, — сказал он. — К агрегаторам должна применяться регламентация в плане наценки — например, не 40%, а до 15%.

Главные драйверы для развития этой отрасли — льготное налогообложение, отсутствие сложного лицензирования, снятие административных барьеров, сказал генеральный директор компании «Этерна» Дмитрий Томилин. Поэтому для развития фермерских хозяйств нужно хотя бы в первые пять лет поддерживать их льготными программами.

— Фермерским хозяйствам в первую очередь нужна помощь в продвижении продукции, — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Это реклама и облегченный выход в ритейл. В принципе, в этом направлении работа в регионах уже идет, но локально и неорганизованно.

Закон же, если его примут, поможет объединить такую работу и донести меры поддержки до большего количества малых фермерских хозяйств, считает он.

Чтобы быть конкурентоспособной, цена на фермерские продукты не должна разительно отличаться от того, что покупатель видит в сетевых магазинах, отметил член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков. Возможно, большая часть разницы должна компенсироваться государством, если продукция отвечает всем стандартам и требованиям, полагает он.