Невольный пересказ: нейросети заменили школьникам и студентам хрестоматии

Помогают ли они учащимся овладевать новыми знаниями
Валерий Кодачигов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Нейросети заменили школьникам и студентам хрестоматии. В сентябре доля запросов на пересказ энциклопедических текстов в YandexGPT выросла вдвое, составив 20% от общего числа обращений. Чаще в ней стали искать краткий пересказ художественных произведений, рассказали «Известиям» в «Яндексе». Часть экспертов считают написание шпаргалок искусственным интеллектом порочной практикой: это отучает студентов и школьников мыслить самостоятельно и не способствует усвоению знаний. В то же время суммаризация позволяет экономить время пользователя, отсеивая ненужные ему для работы и учебы данные, добавляют специалисты.

Суммаризируй это

С началом учебного года «Яндекс» зафиксировал рост спроса на суммаризацию, то есть краткий пересказ текстов его генеративной нейросетью YandexGPT, а также на нейросетевой перевод. Об этом «Известиям» рассказал представитель поисковика. В сентябре по сравнению с тем же периодом августа 2023 года доля запросов на краткий пересказ энциклопедических статей в общем объеме запросов на суммаризацию выросла почти вдвое и составила почти 20%. Доля пересказов песен и стихов увеличилась в 1,7 раза, а художественных произведений — в 1,4 раза.

— Например, пользователи браузера просили нейросеть YandexGPT пересказать статьи о происхождении русского языка и его диалектов, о структуре вселенной из курса астрономии за 11-й класс, об устройстве конвейера или о том, как работает ускоритель заряженных частиц, — сообщили в пресс-службе компании.

Краткий пересказ статей в браузере появился в начале июля — с тех пор пользователи сделали 4 млн суммаризаций. Вырос спрос и на нейросетевой перевод. Дневная аудитория сервиса «Яндекс Переводчик» с началом сентября выросла на 38% по сравнению с показателями августа, а количество сессий увеличилось примерно на 40%, добавил он.

Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

Количество запросов на суммаризацию, в том числе со стороны школьников и студентов, действительно растет, с этой задачей неплохо справляется нейросеть ChatGPT, разработанная компанией OpenAI в конце прошлого года, которая, кстати, довольно быстро обучается русскому языку, подтверждает директор Института исследований интернета Карен Казарян.

С генеративными нейросетями пользователи познакомились в конце прошлого года, сейчас они активно развиваются. Так, возможность кратко пересказывать интернет-статьи дает не только нейросеть «Яндекса» (сделать это можно через «Яндекс Браузер» или в сервисе 300.ya.ru). Это позволяют Microsoft Edge, Opera и Google Chrome. Браузер от Google сейчас тестирует этот функционал в бета-версии, отмечает сотрудник одной из российских digital-компаний. Opera предлагает пользователям возможность кратко пересказать текст или выделить основную мысль через cпециальную функцию: нейросеть пересказывает содержание выделенного фрагмента текста или целого сайта. Сделать пересказ статьи или PDF-документа может и браузер Edge с помощью нейросети Bing Chat от Microsoft, отмечает Карен Казарян.

— Пересказывают тексты и отдельные сервисы — например, такие, как retext.ai. В поле ввода можно скопировать статью и попросить нейросеть сделать ее суммаризацию, уложившись в заданное количество знаков. В сервисе доступны два бесплатных пересказа, но за большее придется заплатить, — рассказывает он.

«Известия» направили запрос в Минцифры, Минпросвещения и Минобрнауки.

Информационный отток

Изначально автоматическая обработка текста, включающая его пересказ и перевод, это большая помощь и в работе, и в образовании, считает профессор РГГУ и НИУ ВШЭ Максим Кронгауз. И краткий пересказ, и перевод текстов с помощью соответствующей программы, безусловно, сэкономит время, отмечает он.

Фото: ТАСС/Артур Лебедев

— Сейчас люди очень активно исследуют разные способы применения больших языковых моделей для автоматизации своих рутинных задач. Суммаризация помогает пересказать материал, найти какую-то информацию. Мы видим, что студенты довольно успешно внедряют этот инструмент в свою жизнь. Например, генерируют рекомендательные письма, которые после корректируют под себя, или пытаются использовать такие модели, чтобы грамотнее сформулировать те или иные мысли, которые хотят донести в тексте курсовой, дипломной работе, отчете или в реферате, — рассказал руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Евгений Соколов.

Языковые модели местами работают крайне успешно: например, если речь идет про то, чтобы пересказать материал или написать достаточно простой текст, условно, то же мотивационное письмо для работодателя, то можно использовать смело для основы, отмечает он.

— Если говорить про более научные материалы, то возникают проблемы. Например, я знаю от коллег-исследователей, что они пытались использовать GPT-модели для того, чтобы быстрее находить информацию по тем или иным научным работам. То есть они задавали вопросы: «Изучалась ли та или иная тема?», «Какие последние результаты есть в этой области?». Модель дает ответы, однако если исследователь начинает искать глубже, то оказывается, что модель сочинила эти результаты, они не имеют никакого отношения к реальности, — утверждает эксперт.

Сервисы суммаризации постепенно появляются и в России, и в зарубежных нейросетях — пока спрос на них несколько сдерживает то, что у многих сервисов она доступна только по платной подписке, — говорит директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

— Такие опции нейросети — прекрасный инструмент для изготовления шпаргалок. Но если при написании обычной шпаргалки школьник или студент самостоятельно изучает учебные материалы, научную или художественную литературу, то при использовании искусственного интеллекта этого не происходит, человек не получает новые знания, не учится, — предупреждает эксперт.

Кроме того, нейросеть включает в пересказ то, что считают важным ее алгоритмы, многие действительно важные мысли, содержащиеся в тексте, не учитываются, добавил Владимир Зыков.

С ним согласен и редактор крупного российского интернет-портала, преподававший иностранные языки в МГУ. Студент не учится думать — шпаргалки и конспекты, написанные роботом, ничему не учат, не развивают мышление, уверен он.

В то же время суммаризация далеко не всегда зло, считает Владимир Зыков. В частности потому, что современный человек, в том числе студент или школьник, живет под огромным информационным давлением. И нейросеть позволяет быстрее разобраться, будет ли полезен пользователю тот или иной документ, найдет ли он в нем важную информацию, поймет, есть ли смысл самостоятельно читать его полностью, отмечает эксперт.

— Можно долго рассуждать о том, хорошо ли это или плохо, но использование такого инструментария неизбежно. Если нейросети начинают выполнять задания за учащихся, нужны другие задания, развивающее самостоятельное мышление и навыки, — отметил Карен Казарян.

Сфера образования постоянно сталкивается с вызовами технического прогресса: сначала это были калькуляторы, потом — интернет. По мнению эксперта, законодательного регулирования деятельности нейросетей в этой сфере не требуется. А вот принятие участниками рынка этических кодексов, саморегулирование не помешало бы, считает эксперт.