Мирные переговоры между Россией и Украиной начнутся, когда западные союзники Киева перестанут поставлять оружие. Об этом в интервью «Известиям» заявил член палаты лордов (верхней палаты) британского парламента Ричард Бэлф. При этом политик признал: это произойдет лишь тогда, когда о таком решении объявят власти США. 6 сентября Вашингтон, однако, сообщил об отправке Киеву боеприпасов с обедненным ураном, что, по мнению политика, приведет лишь к эскалации конфликта. Кроме того, он допустил, что британские войска уже оказывают поддержку в обучении ВСУ, возможно, непосредственно на территории Украины.
«Переговоры должны состояться и чем раньше, тем лучше»
— В сентябре прошлого года Украина официально подала заявку на вступление в НАТО и с тех пор то и дело призывает страны альянса как можно скорее одобрить ее. Может ли это произойти в ближайшее время?
— Было бы ошибкой позволить Украине вступить в НАТО, у которого и так достаточно проблемных стран-членов. Что касается того, когда и сможет ли Киев присоединиться, что ж, тут мы должны полагаться на то, что Германия и Франция используют свое право вето против новых участников альянса.
— В августе в Киеве заявили, что украинские власти начали обсуждать с Лондоном предоставление гарантий безопасности. Известно ли вам, на каком этапе сейчас переговоры?
— Я ничего не знаю о гарантиях безопасности. Однако, честно говоря, если британские власти их и дадут, они почти наверняка будут бесполезны.
— Есть ли в нынешних реалиях перспективы для мирных переговоров между Москвой и Киевом? Поддерживает ли Лондон такое урегулирование конфликта?
— В конце концов, переговоры должны состояться и чем раньше, тем лучше. В Лондоне не предпринимаются никакие усилия, чтобы изменить позицию, которая заключается в том, что переговоры начнутся, только когда этого захочет [президент Украины] Владимир Зеленский. А он при этом находится в плену своей собственной риторики: не может быть никаких переговоров до тех пор, пока Россия не покинет территории, в том числе Крым.
Что ж, этого не произойдет, так что переговоры начнутся, когда прекратятся поставки оружия. Между тем мы должны надеяться и на то, что усилия президентов Турции и Франции Реджепа Тайипа Эрдогана и Эммануэля Макрона приведут к какому-то прекращению огня.
— При этом поставки оружия не прекращаются: 6 сентября США объявили о новом пакете военной помощи, куда, в частности, вошли снаряды с обедненным ураном для танков Abrams…
— Я не поддерживаю использование боеприпасов с обедненным ураном. Это лишь приведет к дальнейшей эскалации , а украинский народ окажется в еще большей опасности.
«Мы ведем медленно нарастающую прокси-войну»
— Сейчас Лондон наряду с Брюсселем и Вашингтоном ведет активную санкционную политику против Москвы, однако дипломатические отношения, хоть и находятся не в лучшем состоянии, до сих пор не понижены. Есть ли в настоящее время какие-либо контакты между странами на парламентском уровне?
— У нас нет контактов с российским парламентом, а меня регулярно осуждают за то, что я призываю к прекращению и примирению с Москвой. Я много раз говорил, что, когда стрельба прекратится, география возьмет верх над историей, а Россия и то, что останется от Украины, останутся географическими соседями.
Отношения между нашими странами могут и должны восстановиться, поскольку мы нуждаемся друг в друге. Однако на данный момент внешняя политика Великобритании — это то, что говорит Вашингтон. Независимый анализ и размышления завершились.
Правда в том, что мы ведем медленно нарастающую прокси-войну. Никто не знает, к чему это приведет, но история учит тому, что в таких ситуациях Россия обычно побеждает.
— Ожидается ли в ближайшее время согласование нового пакета помощи Украине со стороны Лондона?
— Мы будем поставлять оружие до тех пор, пока США не решат, что игра окончена. Тогда, как и в случае с Афганистаном, мы безропотно согласимся с решением Соединенных Штатов. Хотя я не с нетерпением жду еще одного президентского срока [45-го главы США] Дональда Трампа, это вполне может быть нашей лучшей надеждой, что здравый смысл возобладает в этом направлении политики. Ведь [нынешний президент] Джо Байден — закоренелый воин холодной войны.
— Есть ли вероятность, что Великобритания начнет отправлять своих солдат в зону спецоперации? К каким последствиям может привести подобный шаг?
— Насколько я понимаю, британские войска уже оказывают поддержку в обучении, возможно, даже непосредственно на территории Украины. Британская общественность не настроена на военное вмешательство, но нам не сообщают всей информации о ходе конфликта.
«Место Великобритании в Евросоюзе»
— В следующем году должны пройти парламентские выборы в Великобритании. При этом СМИ допускали, что они могут состояться уже весной 2024-го, чтобы у Консервативной партии, которую возглавляет Риши Сунак, было больше шансов. Когда же жители Соединенного Королевства пойдут голосовать?
— Правительство определяет дату выборов в соответствии с так называемым правилом пяти лет (согласно законодательству, срок деятельности палаты общин не может превышать пять лет, премьер-министр имеет право назначить выборы в течение этого времени. — «Известия»). Это означает, что они должны пройти до середины января 2025-го. Учитывая нынешнюю непопулярность правительства, я бы не ожидал проведения выборов раньше октября следующего года.
— Как вы оцениваете перспективы консерваторов в следующем году? С какими проблемами может столкнуться партия?
— Премьер-министру Риши Сунаку предстоит сложная работа, поскольку консерваторы к тому моменту будут находиться у власти 14 лет, и примерно тогда британские избиратели захотят перемен. Однако такие вещи всегда непредсказуемы, а Сунак продолжает доказывать, что он компетентный, хоть и неинтересный, премьер-министр.
— Ранее шотландские власти стремились назначить референдум о независимости и даже выбрали дату — 19 октября 2023 года. Однако Верховный суд отказал в его проведении без согласия правительства. Есть ли риск, что Эдинбург всё же пойдет на такой шаг?
— У шотландских националистов был неудачный год из-за ареста их экс-лидера [Николы Стерджен] 11 июня и ее мужа [Питера Мурелла] 5 апреля. Так что я сомневаюсь, что они все-таки назначат референдум, который был признан незаконным. К тому же каталонский прецедент (голосование о независимости региона, которое прошло в 2017 году, более 90% жителей высказались за, однако Мадрид результаты не признал. — «Известия») не внушает оптимизма. Помимо этого, опросы общественного мнения свидетельствуют против их победы. Всё, конечно, может измениться, но вряд ли это произойдет очень скоро.
— В каком состоянии в настоящее время находится экономика страны? Улучшились или ухудшились показатели после Brexit?
— Британская экономика находится не в таком уж плачевном состоянии — сейчас мы занимаем четвертое место среди стран G7 по темпам роста, что не так плохо. Однако те дни, когда ежегодный рост экономики составлял 3%, остались позади и вряд ли вернутся в ближайшее время.
— Было ли правильным решение выйти из Евросоюза?
— Я был против нашего выхода из состава ЕС и до сих пор считаю, что это была политическая ошибка. Точно так же, как я всегда верил, что Россия — часть нашего общего европейского наследия, я так же верю, что место Великобритании в Евросоюзе.