Парламентарии Белоруссии и Прибалтики сохраняют контакты на фоне обостренных отношений между странами. Депутаты из Литвы, Латвии, Эстонии и Польши поддерживают связь с коллегами в Минске, хотя публично в этом никто не признается, заявили «Известиям» в белорусской палате представителей. Пойдет ли ЕС на закрытие границ с Белоруссией и к чему может привести очередной виток эскалации — в материале «Известий».
Есть контакт
Политические контакты между отдельными депутатами белорусского парламента и законодателями Польши и стран Прибалтики продолжаются, несмотря на резкую официальную риторику Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина в адрес Минска, рассказал «Известиям» председатель постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и СМИ палаты представителей Белоруссии Геннадий Давыдько.
— Всегда было и есть желание вести переговоры об экономическом — и каком угодно — сотрудничестве. До сих пор не упразднены и продолжают работать группы дружбы белорусского парламента с парламентами Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. И отдельные депутаты созваниваются со своими коллегами из этих стран, которые занимают более-менее трезвую, не оголтелую, не враждебную политику по отношению к нам. Связи — личные, депутатские — не прерваны, — заявил Давыдько «Известиям».
Более того, он подчеркнул, что некоторых депутатов даже приглашают в Белоруссию. Так, он заявил, что в недавнем прошлом Минск посетил депутат из Германии. Речь может идти о Петре Быстроне от «Альтернативы для Германии», который в ноябре 2022 года, по некоторым данным, мог тайно посетить Белоруссию, об этом писали немецкие СМИ. Также Давыдько отметил, что между странами сохраняются контакты на уровне религиозных организаций.
Не полностью ушел и европейский бизнес из Белоруссии. По словам парламентария, в стране продолжают работать литовско-белорусские, латышско-белорусские предприятия, поддерживаются на определенном уровне экономические связи с Эстонией.
Граница приоткрыта
Отношения Белоруссии с ее ближайшими соседями — странами ЕС никогда не были гладкими. После протестов в Минске в августе 2020 года именно эти государства приняли бежавших представителей белорусской оппозиции, а после начала российской спецоперации на Украине и вовсе оборвали официальные политические контакты.
Переломным моментом, повысившим градус риторики еще больше, стало решение о передислокации бойцов ЧВК «Вагнер» на территорию Белоруссии. В соседних странах сразу же заявили об угрозах безопасности и стали ограничивать движение между государствами, закрывая КПП. В настоящий момент для пересечения границы с Белоруссией доступны по два пункта в Латвии и Польше, четыре — в Литве.
Буквально недавно правительства этих четырех стран обсуждали параметры и в целом возможность полного закрытия границы с соседней республикой, однако 5 сентября президент Литвы Гитанас Науседа несколько изменил риторику.
— На сегодняшний день у меня нет конкретной информации о том, что члены группы «Вагнер» находятся на нашей границе и пытаются дестабилизировать пограничную ситуацию. Если ситуация осложняется, то мы действует одним способом. Если ситуация остается такой же, как сейчас, или даже стабилизируется, мы должны действовать по-другому. Никто не хочет снова закрывать границы ради спортивного интереса, — заявил Науседа.
То есть фактически литовский лидер заявил, что идея о закрытии границы несколько утратила актуальность, по крайней мере для Вильнюса. Однако такое снижение напряженности эксперты связывают с экономическими обстоятельствами.
— Бесконечно в таком напряженном состоянии держать ситуацию невозможно. Тем более для небольших стран, таких как Латвия, Литва, Эстония, которые фактически зависят в том числе от приграничного сотрудничества с Белоруссией и Россией. Как известно, реализуются достаточно обширные экономические проекты, несмотря на всю агрессивную риторику этих стран в адрес РФ. Понятно, что закрытие границ означает остановку этих проектов, а голод не тетка, — говорит «Известиям» политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
С другой стороны, в Белоруссии правительства и отдельных лидеров стран Прибалтики и Польши не рассматривают в качестве самостоятельных в политическом отношении фигур.
— Другое дело — насколько будет позволено этим странам проявлять на практике свое доброе отношение к нашей стране. [Возникает вопрос], не провокация ли это и не сигнал ли о том, что где-то геополитическая стратегия коллективного Запада терпит фиаско на определенных фронтах. Может, была дана команда: давайте, сделайте вид, что вы хотите подружиться с белорусами, — сказал Давыдько «Известиям».
Депутат также связывает смягчение риторики с тем фактом, что соседние страны терпят серьезные экономические убытки из-за разрыва отношений с Белоруссией, а закрытие границы могло бы усугубить положение вещей.
Опасные провокации
Тем не менее ситуация в отношении военных рисков всё лето продолжала деградировать. В середине августа стало известно о решении Варшавы направить на границу с Белоруссией около 10 тыс. военнослужащих, из которых 4 тыс. должны будут усилить контингент пограничников и еще 6 тыс. — останутся в резерве.
В момент подобного обострения отношений НАТО проводит в Литве учения «Инженерный гром – 2023» неподалеку от границы. Маневры продлятся до 15 сентября, в них задействовано около 1 тыс. военнослужащих из Прибалтики, Бельгии, Польши, Чехии, Венгрии, США и Великобритании. Заявленные цели — отработка навыков по установке взрывоопасных и невзрывоопасных заграждений, организации защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
В Белоруссии рассматривают недружественные действия со стороны соседей достаточно серьезно.
— Ситуация по периметру организации [Договора о коллективной безопасности, ОДКБ] очень непростая. То, что происходит на наших рубежах, — уже не просто демонстрация силы, а откровенные военные приготовления. К границам Беларуси и России постоянно стягиваются новые войска и военная техника, проводится всё больше учений явно не оборонительного характера. Совершенно очевидно, что в таких условиях Республика Беларусь просто обязана принимать все возможные меры, чтобы подтвердить свой статус донора безопасности в регионе и защитить своих граждан, — заявил 5 сентября зампредседателя палаты представителей Белоруссии Валерий Мицкевич во время встречи с членами координационного совещания председателей комитетов по обороне и безопасности парламентов государств – членов ОДКБ.
Определенные шаги для повышения собственной безопасности Минск совместно с Москвой уже предпринял. В частности, была усилена российско-белорусская группировка войск, приняты решения о размещении на территории республики российского тактического ядерного оружия и создании российско-белорусских учебно-боевых центров совместной подготовки военнослужащих.
Однако такие действия не всегда помогают избегать потенциально опасных инцидентов. В начале августа Варшава обвинила Минск в нарушении воздушного пространства: якобы два белорусских вертолета залетели на территорию Польши. В белорусском МИДе эти обвинения отвергли, заявив, что польская сторона не предоставила данных объективного контроля. 1 сентября аналогичные обвинения последовали уже со стороны Белоруссии: пограничники зафиксировали нарушение военным вертолетом воздушного пространства со стороны Польши на 1,2 км, после чего пилоты развернули вертолет.
Такие инциденты, отмечает Алексей Мартынов, крайне опасны, поскольку вертолеты могут быть сбиты и это способно создать casus belli (юридический термин из римского права, лат. — формальный повод для объявления войны). Более того, политолог считает, что такие инциденты не всегда можно считать случайностью, поскольку залеты зачастую представляют собой преднамеренную провокацию.