В школах предложили массово устанавливать фандоматы для раздельного сбора отходов. С такой инициативой в Минпросвещения обратился Российский экологический оператор (РЭО). Ее уже поддержали в Минприроды. За сдачу тары учащиеся смогут получать денежное вознаграждение или баллы, которыми можно будет оплачивать проезд или обеды. Опыт реализации похожего проекта есть уже в Московской области, Татарстане и Башкортостане: установка оборудования в школах помогла за два года собрать 25 т вторсырья.
На сдачу
В России предложили массово устанавливать фандоматы (устройства для раздельного сбора тары) в школах. Письмо с такой инициативой направил министру просвещения Сергею Кравцову глава РЭО Денис Буцаев. С документом от 29 августа ознакомились «Известия». За сдачу тары учащиеся смогут получать денежное вознаграждение или баллы, которыми можно будет оплачивать проезд или обеды.
— Фандомат — это не только инфраструктурное решение и необходимый шаг для создания экономики замкнутого цикла, но и инструмент для экологического просвещения, который может способствовать формированию ответственного поведения со школьной скамьи. РЭО предлагает Минпросвещения в преддверии нового учебного года рассмотреть возможность установки фандоматов в школах всех регионов страны. Школьники смогут сдавать бутылки и банки из алюминия, полиэтилентерефталата (ПЭТ) и стекла, получая за это вознаграждение, — объяснил «Известиям» Денис Буцаев.
Опыт реализации такого проекта есть в Подмосковье, Татарстане и Башкортостане. В целом с сентября 2021 года по март 2023-го при помощи фандоматов в школах были собраны 25 т вторичных материальных ресурсов, указано в письме РЭО.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения.
В Минприроды поддержали инициативу, отметив, что мера может поспособствовать снижению объемов полигонного захоронения и вовлечению материальных ресурсов во вторичный оборот.
В компании «РТ-Инвест» (дочерняя структура «Ростеха», реализующая проекты в сфере переработки отходов) поддержали инициативу РЭО и заявили о готовности реализовать проект.
— Наша компания создала первую в России масштабную сеть фандоматов. Сейчас устройства компании работают в 245 российских школах, — заявил «Известиям» генеральный директор «РТ-Инвест» Андрей Шипелов.
Первые фандоматы компании были установлены в 2020 году в школах Казани. В итоге за три года действия программы было собрано более 10 млн пластиковых бутылок и алюминиевых банок, отметил Андрей Шипелов.
— Это самая эффективная модель раздельного сбора, ее главное преимущество — предотвращение образования отходов. Каждая сданная через фандомат бутылка или банка сразу попадает на переработку, минуя четыре этапа: мусорное ведро, контейнер, мусоровоз, извлечение из смешанных отходов. Вторсырье максимально сохраняет потребительские качества. Благодаря своим преимуществам сети фандоматов становятся приоритетной инфраструктурой отрасли, массовое внедрение которой позволяет извлечь из оборота до 96% тары, проданной вместе с напитками, — подчеркнул глава «РТ-Инвеста».
Отходное дело
Сегодня в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в России осуществляются мероприятия по увеличению доли вовлекаемых в хозяйственный оборот отходов. До 2030 года предполагается полный переход на раздельный сбор отходов, для чего активно развивается соответствующая инфраструктура.
Поручение развивать сети фандоматов в российских регионах президент РФ Владимир Путин давал еще в конце 2020 года. Их было рекомендовано развивать в городах с населением более 100 тыс. человек, писали СМИ.
— Любые инициативы, направленные на уменьшение образования отходов и их сортировку, заслуживают поддержки. Экологический эффект от установки фандоматов в школах будет небольшой в сравнении с эффектом от модернизации крупных предприятий. Однако в данном случае гораздо важнее то, что мера позволит прививать гражданам привычку сортировки мусора. Это и есть вклад в экологическое воспитание, — отметила эксперт Института экологии НИУ ВШЭ Ирина Тельнова.
Основной эффект, который может быть достигнут такой инициативой, — экопросветительский, согласна эксперт в области экологии Александра Кудзагова. Вовлечение молодежи в природоохранную повестку через личную активность позитивно скажется на формировании экокультуры, добавил глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов.
— Однако для этого важно не просто поставить контейнеры, но и сделать так, чтобы дети и педагоги их активно использовали. Обязательно проводить уроки, беседы о том, как это важно и почему. Чтобы каждый юный человек осознавал ответственность за свой мусор, учился оценивать экологические последствия своих действий — разделял его не потому, что взрослые сказали или надо участвовать в различных конкурсах и акциях, а потому, что он понимает, зачем это делает. Пустые, заброшенные контейнеры будут иметь ровно противоположный эффект, — отметила Александра Кудзагова.
Для успешной реализации проекта необходимо провести предварительное обучение учащихся и учителей правильному использованию фандоматов и раздельному сбору мусора, вторит депутат Московской областной думы, член экспертного совета комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Маликов. Также потребуется организация системы учета и контроля собранного вторсырья, его дальнейшей переработки и использования, добавил он.
Кроме того, основные усилия экологических регуляторов в первую очередь должны быть направлены на стимулирование спроса на вторсырье и сортировку отходов в России, а не на их переработку, считает Ирина Тельнова. Иначе невостребованное рынком вторсырье не будет вовлекаться в циклический оборот или будет вечно зависеть от госсубсидий и государственных проектов, заключила специалист.