В отношениях Китая и США наметился скромный прогресс: стороны договорились запустить с 2024 года новую рабочую группу на уровне замминистров двух стран. В ней представители двух крупнейших экономик мира будут решать свои коммерческие и инвестиционные разногласия. Это стало основным итогом завершившегося 30 августа визита в КНР американского министра торговли Джины Раймондо. Смогут ли две державы перейти в итоге из категории «решено договариваться» к реальным подвижкам — в материале «Известий».
Немного солнца в холодной войне
«Мы не отправляем чиновников кабинета министров в Китай, чтобы изменить Китай, и мы не ожидаем, что эти разговоры изменят Соединенные Штаты. Скорее у каждого из нас есть возможность благодаря этому взаимодействию на высоком уровне обеспечить базовую, стабильную основу в отношениях, даже несмотря на то, что мы интенсивно конкурируем в ряде областей». Так советник по национальной безопасности главы Белого дома Джейк Салливан пояснил главную цель визита в КНР 27–30 августа американского министра торговли Джины Раймондо.
На фоне таких скромных ожиданий получилось, что визит прошел не совсем безрезультатно. Одной из главных договоренностей, достигнутых за четыре часа «очень открытых», по словам Раймондо, переговоров с ее китайским визави Ваном Вэньтао 28 августа, стало решение учредить новую рабочую группу по темам торговли и инвестиций. Впервые она соберется в начале 2024 года и будет проводить встречи на уровне замминистров дважды в год, привлекая к дискуссиям и представителей частного бизнеса.
Помимо этого, Джина Раймондо сообщила, что Вашингтон и Пекин договорились обмениваться информацией об обеспечении экспортного контроля, «которая, как мы надеемся, послужит платформой для уменьшения недопонимания политики национальной безопасности США».
На позитивной ноте прошел и второй полноценный день визита. 29 августа Джину Раймондо встретил премьер Госсовета КНР Ли Цян, и в тот же день она пообщалась с главным куратором китайско-американских торговых связей — вице-премьером Хэ Лифэном. Последнего она заверила: хотя США не пойдут на компромисс в защите своей нацбезопасности, они «никогда не будут стремиться к отделению или сдерживанию экономики Китая». Впрочем, каких-то практических решений, подкрепляющих этот, а не обратный тезис, представлено не было.
И пожалуй, единственным конкретным итогом второго дня нахождения Раймондо в КНР стало решение провести после четырех лет простоя очередной китайско-американский саммит лидеров в области туризма в первой половине 2024 года, чтобы подстегнуть туробмен, сильно просевший в период пандемии коронавируса. Как отметила глава минторговли США, возвращение китайских туристов в Штаты на уровень 2019-го добавит американской экономике $30 млрд и создаст 50 тыс. рабочих мест.
Китайские претензии
Впрочем, невзирая на сдержанно оптимистичные заявления сторон, главные проблемы в торгово-экономической плоскости между двумя ведущими экономиками мира никакого решения не получили.
Еще в прошлом октябре американские власти ограничили продажу китайским технологичным компаниям своих передовых чипов и оборудования для производства микросхем. А позднее — успешно подключили к аналогичным мерам Нидерланды и Японию, на территории которых находятся крупнейшие компании в сфере производства чипов.
Более того, в августе президент США Джо Байден подписал указ, запретивший новые американские инвестиции в китайские компании в сфере полупроводников и микроэлектроники, квантовых информационных технологий и некоторых систем искусственного интеллекта. Понимание эти меры у китайской стороны, само собой, не вызвали. Хотя как раз на этой неделе американцы лично попытались пояснить цели и детали этой меры.
Как рассказал «Известиям» эксперт Инициативы американо-китайского диалога по глобальным проблемам Джорджтаунского университета Деннис Уайлдер, новые технологические ограничения США в отношении КНР — продолжающаяся работа, а не статичная, и самому Вашингтону еще предстоит выяснить, какие именно компании и технологии будут затронуты.
— Этот процесс включает в себя интенсивный диалог с американскими фирмами, а также детальное изучение китайских фирм, чтобы выяснить, какие из них могут помогать военной модернизации КНР. Включение консультаций с китайцами в этот процесс имеет смысл, поскольку Пекин, если пожелает, может обеспечить большую прозрачность в отношении того, какие фирмы не участвуют в военно-гражданском слиянии, — пояснил эксперт.
Таким образом, по его мысли, успех созданной рабочей группы будет зависеть от того, готов ли Пекин вступить в откровенный, конструктивный диалог.
К слову, всего за неделю до визита Джины Раймондо в Китай министерство торговли США протянуло Пекину своеобразную оливковую ветвь, сообщив, что выведет сразу 27 компаний республики из-под действия ранее введенного Штатами экспортного контроля, поскольку они прошли проверки со стороны властей на предмет того, что их продукция не используется в двойных целях. И, разумеется, Пекин оценил этот шаг позитивно.
Но пока это стало лишь каплей в море противоречий.
Встречные недовольства
Свой набор претензий к китайским властям, разумеется, нашелся и у американской стороны. Прежде всего — по теме того, как в КНР обращаются с американскими компаниями. Одним из главных яблок раздора стала судьба Micron Technology: в мае Пекин запретил покупать микросхемы памяти этой компании национальным операторам критической информационной инфраструктуры в Китае, сославшись на угрозу национальной безопасности. С учетом того, что в прошлом году четверть выручки Micron пришлась на Китай и Гонконг, это стало весьма болезненным ударом.
Несладко в последние месяцы пришлось и некоторым другим американским компаниям, работающим в Китае. В апреле Пекин ужесточил закон о контрразведке, расширив список деятельности, которая может считаться шпионажем. В итоге иностранные инвесторы и консалтинговые компании потеряли доступ к базе экономических и финансовых данных по Китаю, но главное, это увеличило юридические риски для компаний, ведущих бизнес в стране.
На этом фоне китайские власти устроили весной серию инспекций по работающим на материке организациям из США. В апреле полиция допросила сотрудников шанхайского офиса консалтинговой компании Bain, в мае несколько рейдов прошли в офисах консультативной сети Capvision. А в июле американская фирма по корпоративной экспертизе Mintz Group была оштрафована на $1,5 млн за предположительное проведение несанкционированной статистической работы в Китае.
Наконец, еще одной малоприятной темой, которую Джина Раймондо также подняла на встречах в Пекине, но вряд ли сдвинула с мертвой точки, стали недавние ограничения КНР на экспорт двух редких металлов — галлия и германия. На долю республики приходится порядка 95% мирового производства галлия и 67% германия, которые используются в производстве полупроводников, оборудования связи, солнечных панелей и военных технологиях. При этом Штаты импортируют из Китая 53% галлия и 54% германия.
Без излишнего оптимизма
Джина Раймондо стала четвертым представителем администрации Белого дома, побывавшим с визитом в Китае нынешним летом в рамках усилий Штатов как-то наладить отношения со своим главным геополитическим конкурентом и важнейшим торговым партнером. Ранее Пекин посетили глава Госдепа Энтони Блинкен, глава минфина Джаннет Йеллен и спецпредставитель президента США по вопросам климата Джон Керри.
— Это первая крупная попытка администрации Байдена снизить напряженность в китайско-американских экономических отношениях. Но не думаю, что нам следует ожидать серьезной корректировки экономической политики США по отношению к КНР или существенного прогресса в решении множества существующих проблем, — оценил перспективы нормализации директор Центра американских исследований Института международных исследований Фуданьского университета У Синьбо.
Схожее мнение «Известиям» выразил и профессор юридического факультета Китайского университета Гонконга Брайан Меркурио.
— Диалог имеет ценность, но линии разлома глубоки, и проблемы между двумя державами теперь носят системный характер. Этот визит станет хорошей отправной точкой для встречи Байдена и Си Цзиньпина в рамках саммита «большой двадцатки» в Индии в следующем месяце (пока официального подтверждения встречи лидеров не было. — «Известия»), но я бы не ожидал, что этот визит приведет к немедленному потеплению или отходу от напряженных отношений, которые стали «новой нормальностью», — сказал эксперт. — США продолжат «снижать риски» и пытаться повысить устойчивость цепочек поставок за счет диверсификации от Китая.
Экс-глава торговой палаты США в КНР Джеймс Циммерман, ставший партнером в одной из американских юридических фирм в Китае, напомнил, что в отношениях стран были лучшие и более продуктивные времена.
— Хотя эта встреча могла бы стать прорывным событием в 2023 году, она явно тускнеет в контексте прогресса, достигнутого в 2015–2016 годах при администрации Обамы, — отметил он.
По словам эксперта, менее десяти лет назад Вашингтон и Пекин обсуждали куда больше острых тем вроде выработки соглашения о том, что считать приемлемым поведением в киберпространстве или согласования «правил дорожного движения» для незапланированных столкновений в воздухе и на море, включая стычки между американскими и китайскими судами и самолетами в районе Южно-Китайского моря.
Более того, в 2015 и 2016 годах в обеих странах проводили постоянные заседания Совместной комиссии по коммерции и торговле и Стратегического и экономического диалога. По их итогам было выработано более 126 подробных договоренностей в сферах охраны интеллектуальной собственности, госзакупок, инновационной политики, обмена информацией о рыболовстве, лесоматериалах, а также субсидий и доступа к рынкам во многих областях.
С приходом в США к власти Дональда Трампа всё это было тут же заброшено, и большинство тем, по которым в 2015–2016 годах был достигнут прогресс, сейчас даже не стоят на повестке дня, резюмировал Джеймс Циммерман. «Таким образом, единственный прогресс в 2023 году — это обязательство участвовать в диалоге, который в этой ситуации может ни к чему не привести. Но готовность вести переговоры всё же можно считать некоторым прогрессом», — подытожил экс-глава Торговой палаты США в КНР.