В США новый инцидент, связанный с массовой стрельбой. На сей раз происшествие случилось в торговом центре города Джексонвилл, штат Флорида. Жертвами 21-летнего стрелка стали трое афроамериканцев. На винтовке AR-15, которую он использовал, была нарисована свастика. Очередной инцидент на расовой почве обострил и без того ожесточенные дискуссии в американском обществе. И этим не преминули воспользоваться политики. Очевидно, расовый вопрос будет в центре внимания на протяжении всей президентской кампании. Во что выльются взаимные обвинения в год выборов, предсказать несложно. Подробности — в материале «Известий».
Черное и коричневое
26 августа, в годовщину «Марша на Вашингтон» (где Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь), вооруженный винтовкой и пистолетом житель Джексонвилла Райан Кристофер Палтимер вошел в расположенный в одном из черных районов города торговый центр и открыл огонь по посетителям. Судя по поведению стрелка, он намеренно выбирал жертв исходя из их цвета кожи. Через некоторое время после того, как на место прибыли специальные службы, преступник покончил с собой. Полиция считает произошедшее преступлением, совершенным на почве расовой ненависти, и сомнений в справедливости такого заключения нет ни у кого.
Буквально сразу же с заявлением выступил Джо Байден. «Мы должны отказаться жить в стране, где чернокожие семьи, идущие в магазин, или темнокожие ученики школ живут в страхе быть застреленными из-за цвета кожи», — говорится в заявлении президента на сайте Белого дома.
На следующий день, когда mainstream-медиа уже вовсю обсуждали борьбу с расизмом (который в современных США, как известно, имеет весьма специфическое определение), отреагировала Камала Харрис. Вице-президент заявила, что страна живет в условиях «эпидемии ненависти», и сообщила, что федеральные органы рассматривают произошедшее как акт «внутреннего насильственного экстремизма». Последнее словосочетание (в некоторых случаях употребляется слово «терроризм») является правовым определением, закрепленным в печально известном «Патриотическом акте» 2001 года и последующих документах, принятых после терактов 11 сентября и чрезвычайно сильно ограничивших права американцев. В циркуляре министерства внутренней безопасности 2020 года основным источником угрозы «внутреннего терроризма» называются «сторонники превосходства белой расы».
Кроме того, Харрис в своем заявлении коснулась еще одной интегральной для американцев темы. Вице-президент призвала конгресс запретить штурмовое оружие, а также принять «другие меры по обеспечению безопасности оружия, основанные на здравом смысле».
Социальные сети мгновенно наполнились критическими комментариями в адрес республиканцев. Разумеется, досталось и Рону Десантису. И без того переживающий нелучшие моменты своей политической карьеры (рейтинг в президентской гонке снова упал — с 12 до 10%) губернатор Флориды в связи с произошедшим объявил паузу в предвыборной кампании.
Темная полоса
Как известно, случаи шутинга в США не являются редкостью. Напротив, в последние несколько лет их статистика растет: происшествие в Джексонвилле стало 24-м по счету в этом году. Однако далеко не во всех случаях Белый дом реагирует так быстро и решительно.
Например, основным вопросом к обсуждению в американском медиапространстве после июльского расстрела пяти человек в Филадельфии, осуществленного Кимбрейди Каррикером, было: являлся ли стрелок трансгендером или просто трансвеститом (при этом в официальном заявлении полиции сам преступник был упомянут во множественном числе, то есть с местоимением «они»)? Официальной реакции Белого дома, тем более на уровне личного заявления двух первых лиц, не последовало.
Пассионарии, объединяйтесь
Джо Байден, заявивший в инаугурационной речи о необходимости «перестройки» (reconstruction) и объединении общества, с первого дня своего президентского срока, очевидно, занял позицию одной из противоборствующих сторон. Однако чем более острым и жестоким становится раскол в американском обществе, тем очевиднее становится невозможность какого-либо компромисса, а значит, и вероятность прямого гражданского столкновения. Как отмечают эксперты, в контексте так и не решенных за 160 лет ключевых вопросов, важнейший из которых расовый, перед Соединенными Штатами вновь встает проблема устойчивости государственной системы. Вместе с тем аналитики признают, что на фоне действительно опасных тенденций политические элиты США сейчас больше заняты вопросами собственного выживания. Угроза возвращения на Капитолийский холм Дональда Трампа, недавно вновь пообещавшего уничтожить глубинное государство, выглядит для них значительно важнее.
По всей видимости, обе стороны политического противостояния отдают себе отчет в возможности непосредственного гражданского конфликта в год президентских выборов и, вероятно, готовятся к нему. В 2020 году огромную роль в победе демократов сыграло движение Black Lives Matter, показавшее свой потенциал в силовых акциях. Есть все основания считать, что этот «актив» будет использован в 2024-м, подчеркивает эксперт клуба «Валдай», заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
— Если раньше в США обсуждали экономику, то теперь обсуждают ценности, и расовый вопрос является важнейшим среди них. Текущая повестка демократического истеблишмента заключается в том, чтобы отменить традиционные ценности белого большинства и заместить их ценностями меньшинства, с эдаким «расизмом наоборот». Демпартия продолжает это поддерживать. А потому вполне вероятно, что ситуация 2020 года может на этом фоне повториться. При этом Трампа, которому и так грозит несколько сотен лет тюремного срока, будут продолжать обвинять в том, что он сторонник превосходства белых, — отметил собеседник «Известий».
По его мнению, наиболее вероятным поводом к столкновению будет непризнание результатов выборов. Собеседник считает, что всё идет к тому, что проигравшая сторона не признает поражения, и расовый вопрос будет в центре волны насилия, которая поднимется после этого. США уже находятся в центре гражданской войны, в которой стороны рассматривают друга друга как врага, которого надо уничтожить, добавил Суслов.
В 2020 году выборы были выиграны на улице, подчеркивает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.
— Такого рода выступлений, какие мы видели в 2020-м, не было со времен гражданской войны. Демократы смогли активизировать толпу, и эта вероятность наступления охлократии держала верхушку республиканцев в напряжении, а в итоге и заставила их отступить. И сейчас мы видим, что расовые противоречия постоянно подпитываются. Так что я не исключаю повторения этого сценария, — прокомментировал он.
Помеха справа
При этом следует отметить, что на стороне республиканцев также готовы выступить граждане и организации, чьи политические взгляды далеки от стремления к компромиссу, а зачастую — находятся далеко за пределами уголовного законодательства. Пример в Джексонвилле в этом смысле весьма показателен. К слову, сам Дональд Трамп, отвечая на вопрос Такера Карлсона о вероятности гражданской войны, сказал, что никогда прежде не видел «подобного духа, такой страсти и такой любви, но также — со стороны тех же людей — такой ненависти к тому, что сделали со страной».
Проблема расового противостояния тесно связана с миграционным кризисом. Республиканцы небезосновательно подозревают оппонентов в попытке провести с его помощью «электоральную революцию» и узурпировать власть. Поэтому в стане GOP (Great Old Party — «Великая старая партия», как еще называют республиканцев) есть понимание, что 2024 год может быть последней возможностью, отмечает Владимир Васильев.
— По неофициальным данным, границу США пересекло от 5 до 6 млн человек, в основном молодые мужчины. Следовательно, в перспективе это около 20 млн новых избирателей с очевидными политическими взглядами. Всё это вместе — факторы открытого системного противостояния, и у республиканцев едва ли останется выбор, кроме того, чтобы силой ответить на силу. Более того, Трамп, как мне кажется, уже намекал на возможность того, что события 6 января 2021 года (штурм Капитолия. — Ред.) могут повториться, только теперь в масштабах всей страны, — подчеркнул эксперт.