Время дороге: Путин поставил новые задачи по строительству ВСМ

А также открыл МЦД-3 и потребовал сделать так, чтобы общественный транспорт в регионах не ветшал, а молодел
Любовь Лежнева
Фото: РИА Новости/Валерий Шарифулин

Время в пути по будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом составит 2 часа 15 минут вместо 4 часов 5 минут, рассказал Владимир Путин на открытии движения по третьему Московскому центральному диаметру (МЦД-3). При этом президент заявил о необходимости продолжения ВСМ — в частности, до уральских регионов. Кроме того, по его словам, магистрали должны дойти до Адлера, а также до Донецка и Луганска. В этот же день президент провел заседание президиума Госсовета, на котором обсудил обновление парка общественного транспорта.

Пригородные поезда

В Манеже президент вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным, губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым и главой РЖД Олегом Белозеровым по видеосвязи запустили движение по третьему МЦД. Он свяжет Ленинградское и Казанское направления Московской железной дороги. Его протяженность составит 85 км, на нем будет 41 станция, 14 из которых станут пересадочными. Стоимость поездок с запуском МЦД-3 снизится в 3,5 раза.

Пользуясь случаем, Владимир Путин посетил выставку «Год нового транспортного каркаса». Она рассказывает о наиболее крупных достижениях за последние годы, в том числе о МЦД, Московском центральном кольце (МЦК) и Большой кольцевой линии метро (БКЛ). Также на ней можно узнать о недавно запущенном регулярном речном транспорте и современных подвижных составах — поездах «Москва» и «Иволга».

Владимир Путин и Сергей Собянин осматривают выставку «Станция Манеж» в выставочном зале «Манеж» перед началом церемонии запуска пассажирского движения по МЦД-3
Фото: РИА Новости/Кристина Кормилицына

Президент осмотрел выставочный павильон «Депо», где представлены новейшие вагоны, использующиеся в московском метро и на МЦД. Машинист поезда Владимир Коннов рассказал главе государства о вагоне «Москва-2020» и обратил внимание на то, что в нем есть всё для комфорта пассажиров: широкие дверные проемы, разъемы для подзарядки мобильных телефонов и информационные табло.

О характеристиках вагона «Иволга 3.0» президент узнал от машиниста поезда Артема Чалых. Он показал новые модели сидений и поручней, а также зоны велопарковок. По словам Сергея Собянина, программы по обновлению пригородных поездов за счет большого потока пассажиров довольно быстро окупаются. Вместе с тем государство субсидирует часть тарифов на перевозки, отметил он.

Как рассказал Сергей Собянин, изначально планировалось, что новые модели вагонов будут представлены на конкурсе лучших в мире поездов метро. Некоторые разработчики из-за санкций отказались от участия в нем. «А наши производители начали работать по тем требованиям, которые выработаны были на международном уровне. Никто не верил, что мы сами сможем это [новую модель вагона] сделать», — сказал Собянин.

Владимир Путин и Сергей Собянин на церемонии запуска движения третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3)
Фото: РИА Новости/Кристина Кормилицына

«Сделали», — заметил Владимир Путин.

Новые направления

На открытии МЦД-3 Владимир Путин также рассказал о планах развития всей транспортной системы. Россия готова к реализации скоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Санкт-Петербурга, затем нужно двигаться в Нижний Новгород, Воронеж, Казань и дальше — в уральские регионы. Это существенно снизит время передвижения людей и улучшит связанность страны.

Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 км/ч. Сейчас в России таких дорог нет.

Владимир Путин и Сергей Собянин на церемонии запуска движения третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3)
Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев

— Скорость движения возрастет существенным образом, и время в пути для пассажиров уменьшится: с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут и между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут, — сообщил глава РФ.

Кроме того, высокоскоростная железнодорожная магистраль должна дойти до Адлера, а в перспективе и до Донецка с Луганском. Также президент планирует обсудить с белорусским коллегой Александром Лукашенко строительство ВСМ до Минска.

Помимо этого, необходимо более оперативное развитие Восточного полигона, заявил «Известиям» первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов. В прошлом году изменилась география грузоперевозок, сейчас товары поставляются в основном с запада на восток, поэтому Дальний Восток стал точкой притяжения всех грузоотправителей и клиентов логистического рынка. Объем перевозок по Восточному полигону в прошлом году составил 148,8 млн т, а в этом году РЖД планирует направить по нему около 160 млн т.

Владимир Путин проводит заседание президиума Государственного совета по вопросам развития общественного транспорта в России
Фото: РИА Новости/Валерий Шарифулин

Также сенатор отметил необходимость реализации проекта международного железнодорожного мостового перехода Джалинда – Мохэ между Россией и Китаем. Именно это, по его словам, позволит решить вопрос с импортом угля с юга Якутии, запасы которого составляют около 20 млн т.

«Не ветшать, а молодеть»

На заседании президиума Госсовета, которое прошло в этот же день, Владимир Путин вновь вернулся к теме развития транспорта. По его словам, обновление парка общественного транспорта — одна из важнейших задач. При этом для ее решения необходимо опираться на отечественную промышленность.

— Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть. Эта задача должна быть обязательно выполнена. Я прошу правительство принять здесь все необходимые меры, — заявил Владимир Путин.

При этом он заметил, что Россия в последнее десятилетие переживает бум приобретения личных автомобилей, но сейчас всё больше людей начинают предпочитать общественный транспорт. Многие считают его более быстрым, доступным и экономичным. Объем пассажирских перевозок в России за полгода вырос на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и составил 7,3 млрд человек, сказал министр транспорта Виталий Савельев.

Владимир Путин в Кремле во время заседания президиума Госсовета РФ по вопросам развития общественного транспорта
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Всего общая потребность до 2030 года, если брать по автобусам, у нас 65 тыс. Это по износу — 57 [тыс.] плюс то, что касается новых перевозок. При этом потребность 65 тыс. — это по всей [стране], включая Москву, — уточнил глава Бурятии, председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов.

Также на встрече обсуждалось развитие транспорта в новых субъектах. Как сообщил Виталий Савельев, Минтранс планирует обеспечить поставку более 600 автобусов различных классов в эти регионы в 2023 году. Вместе с тем президент удивился, что автобусы на сегодняшний день — единственный вид транспорта, который не имеет официально установленного срока службы.

Вопросы, связанные с совершенствованием нормативной базы в транспортной сфере, президент поручил проработать в ближайшее время.