Решения о продлении зерновой сделки всё еще не принято — как и нет продвижения по ряду вопросов, интересующих Москву, заявил по итогам встречи в Стамбуле замглавы МИД РФ Сергей Вершинин. Переговоры между Россией, Украиной, Турцией и ОНН о соглашении, срок действия которого истекает 18 мая, шли два дня. При этом всё еще не ясна судьба переподключения Россельхозбанка к SWIFT и возобновления работы аммиакопровода Тольятти – Одесса. Москва четко дает понять, что бесконечной пролонгации сделки без учета требований РФ не будет. Основные итоги стамбульских переговоров — в материале «Известий».
Бесконечно продлевать не будем
В Стамбуле завершились переговоры на высоком уровне между Россией, Украиной, Турцией и ООН по вопросу продления соглашения, срок действия которого истекает через неделю. Замглавы МИД РФ Сергей Вершинин рассказал, что произойдет с зерновой сделкой в случае отсутствия консенсуса между участниками переговоров по российским требованиям.
— Значит, она прекратит свое существование, — так российский дипломат ответил на вопрос журналистов.
Кроме того, Россия выступает против бесконечного продления зерновой сделки, особенно если ее интересы не учитываются другими сторонами соглашений.
— Мы против того, за что высказываются во многих западных столицах, против ее (сделки. — «Известия») расширения или бесконечного продления. Мы должны четко понимать, что делается, в том числе нами и участниками этих договоренностей, — сказал Вершинин.
Новой встречи на уровне замминистров в настоящий момент не запланировано, заявил он, добавив, что «мы в исчерпывающем и развернутом виде высказали свои оценки». Однако российские представители остаются в тесном контакте с Анкарой и ООН.
Справка «Известий»Черноморская инициатива (зерновая сделка) была подписана 22 июля 2022 года в Стамбуле. Сделка фактически состоит из двух документов. Первый — соглашение между РФ, Турцией, ООН и Украиной. Согласно документу, созданы безопасные морские коридоры для вывоза украинского зерна из трех портов — Одессы, Черноморска и Южного. Соглашение уже дважды продлевалось, один раз на 120 дней, второй — на 60.
Вторая часть — «Меморандум о содействии продвижению российской сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировые рынки» — подписана между РФ и ООН. Всемирная организация взяла на себя обязательство подключиться к работе по снятию ограничений, мешающих России экспортировать свою продукцию и удобрения. Срок действия соглашения — три года.
Турецкое министерство национальной обороны заявило, что далее обсуждение черноморской инициативы будет продолжено на уровне технических делегаций.
Тем временем ТАСС со ссылкой на источники сообщил, что зерновая сделка «скорее всего, будет продлена на два месяца».
Россия на протяжении последних нескольких месяцев достаточно резко отзывалась о ходе реализации сделки, точнее — второй ее части, заключенной между Москвой и ООН и предполагающей снятие ограничений на поставки нашей сельхозпродукции на мировые рынки.
Причем такие претензии высказывались Москвой и в марте, когда обсуждалось очередное продление зерновой сделки. «К сожалению, не удалось пробить глухую стену коллективного Запада. Те условия, которые согласовывались как неотъемлемая, интегральная часть сделки, выполнены не были», — говорил тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Продвижения нет
В марте Москва дала согласие на продление работы черноморской инициативы на 60 дней, а не на 120, как это было сделано ранее. Тогда же стали активно обсуждаться пять требований, которые выдвинула РФ по вопросам реализации меморандума, подписанного между Россией и ООН. Для нормального функционирования зерновой сделки Москва просит:
— переподключить Россельхозбанк к системе SWIFT;— возобновить поставки сельскохозяйственной техники, запчастей и сервисное обслуживание;— отменить ограничения на страхование, перестрахование и доступ в порты;— восстановить работу аммиакопровода Тольятти – Одесса;— разблокировать счета компаний, связанных с производством и перевозкой сельхозпродукции.
Судя по всему, как минимум по поводу двух из трех этих пунктов взаимопонимание так и не было достигнуто. В частности, 11 мая по итогам переговоров об этом заявил Сергей Вершинин.
— Вопрос переподключения Россельхозбанка к системе SWIFT обсуждался. Мы твердо и четко напомнили о том, что предусматривает меморандум с российской стороны. Мы говорили, какие системные проблемы надо решить. Одна их них — переподключение Россельхозбанка к SWIFT. Надо сказать, что на этом участке продвижения нет, — сказал замглавы МИД РФ.
Нет позитивных новостей и о восстановлении функционирования аммиакопровода — причем причиной торможения этого процесса стали некие политические условия, выдвигаемые Украиной.
— Вопрос [поставок] аммиака, хотя он и включен и в меморандум [между РФ и ООН], и в черноморскую инициативу, до сих пор не решен. И мы об этом говорим откровенно, он не решен из-за украинской стороны. Украинская сторона выдвигает периодически, и нет не в первый раз, политические условия для запуска аммиакопровода Тольятти – Одесса, — подчеркнул российский дипломат.
При этом в Сеть просачиваются и позитивные сигналы от источников различных информагентств. Так, собеседники ТАСС в Анкаре сообщали, что, вероятнее всего, сделка будет продлена и «экспорт российской продукции будет в нее включен».
Зачем сделка Западу
В этом контексте примечательно напомнить о позиции Европейского союза, который ранее заявлял, что не признает меморандум России и ООН частью зерновой сделки.
— Хотя ЕС поддерживает реализацию обоих соглашений, он бы хотел подчеркнуть, что в Стамбуле были подписаны два отдельных соглашения. Сам факт того, что у этих соглашений разные составы подписантов, явно указывает на то, что это не пакет документов, — говорится на сайте представительства ЕС в РФ.
О том, что Россия изначально рассматривает сделку как единый пакет — то есть если не реализуется одна часть, не будет реализовываться и другая, — говорил в марте президент РФ Владимир Путин. «Мы настаиваем именно на пакетном характере данной сделки», — подчеркивал российский лидер.
Еще более резко в апреле высказался министр иностранных дел России Сергей Лавров.
— Российская часть этого пакета вообще не выполняется. И наши турецкие друзья, и инициатор всего этого пакета господин [Антониу] Гуттериш, генеральный секретарь ООН, адресуют соответствующие призывы и требования к западным странам, но всё тщетно, — заявил Лавров по итогам переговоров с главной МИД Турции Мевлютом Чавушоглу.
При это сама по себе зерновая сделка — по крайней мере в том виде, в котором она функционирует, — больше нужна Западу, нежели России, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
— Учитывая проблемы, с которыми сталкивается Центральная и Восточная Европа из-за затоваривания собственных рынков украинским зерном, Запад максимально заинтересован в том, чтобы вывозить зерно с Украины, минуя территорию Европы. Европа не может это зерно ни переварить, ни переправить морем в другие страны — у них не хватает для этого инфраструктуры, — объяснила заместитель руководителя Центра гуманитарных исследований РИСИ Оксана Петровская.
Вместе с тем вопрос продления черноморской инициативы для Украины и Запада имеет стратегический характер, поскольку фактически Россия, участвуя в соглашении, дает гарантии, что три украинских порта останутся в рабочем состоянии, а Москва не расширит ареал проведения спецоперации на эти три объекта.
— Киев рассчитывает, что в рамках зерновой сделки может быть спокоен — порты в Одесской области не будут взяты под контроль российскими военными, — пояснил доцент факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Другая сторона вопроса, с точки зрения эксперта, — деньги. По его словам, сейчас цены на мировых рынках на зерно относительно высокие, но в Европе оседает украинское зерно по демпинговым ставкам. «Они уже обрушили европейский рынок своим зерном. Поэтому Западу выгодна поставка украинского продовольствия и по суше вне зерновой сделки, и по коридору Одесса – Босфор», — добавил он.
Более того, напомнил Суздальцев, для России участие в зерновой сделке — это еще и вопрос безопасности: Киев дважды использовал порты Одессы и гуманитарный коридор для атак на Крым.
В интересантах значится и Турция, которая фактически получила контроль над экспортом как российского, так и украинского зерна через Босфор. Что касается вопроса, пойдет ли Запад на уступки России и будет ли Москва продлевать сделку, мнения экспертов разошлись. Оксана Петровская считает, что «у Запада нет другого выбора». Андрей Суздальцев, в свою очередь, уверен: если бы у ЕС и США была политическая воля к реализации российских условий, они бы на это уже пошли. С его точки зрения, это указывает на «высокий процент, что сделка продлена не будет».