Пиковая драма: чем удивит Большой театр в новом сезоне

Совместные проекты, помощь коллегам из Донецка и Луганска, отмена «Нуреева» и будущие премьеры
Марина Иванова, Зоя Игумнова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

«Евгений Онегин» и «Снегурочка». «Самсон и Далила». «Пиковая дама» и «Буря». А также совместные постановки, выставки в честь народных артистов и помощь театрам Донбасса. Большой театр России объявил планы на 248-й сезон. «Известия», побывав на пресс-конференции и выслушав руководителей ГАБТа, убедились в амбициях главной сцены страны.

«Снегурочка» и мандарин

В 248-м сезоне Большой собирается представить 10 премьер, из них семь оперных.

Особое внимание будет уделено творческим коллаборациям. Большой, как отметил гендиректор Владимир Урин, открыт к сотрудничеству.

Оперный вечер из одноактных «Сына мандарина» Кюи и «Соловья» Стравинского ГАБТ сделает совместно с Театром кукол Образцова (дирижер Алексей Верещагин, режиссер Алексей Франдетти). Весеннюю сказку «Снегурочка» Островского на музыку Чайковского — с Малым театром.

Владимир Урин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Поставит спектакль Алексей Дубровский, а играть будут народные артисты России Василий Бочкарев, Ирина Муравьева, Владимир Носик, Валерий Афанасьев. Спектакль планируется давать как в Большом, так и в Малом театрах.

— У нас было немало работ с зарубежными коллективами, — напомнил Владимир Урин. — Но еще не было совместных спектаклей с отечественными, настало время это сделать.

Список «своих» спектаклей ГАБТа открывает опера Франческо Чилеа «Адриана Лекуврер» — о трагической судьбе великой актрисы в постановке Евгения Писарева.

По словам гендиректора, Писарев очень обрадовался этому предложению, поскольку для Театра имени Пушкина, которым он руководит, «Адриенна…» — значимое название: пьесу Скриба, по мотивам которой написана опера, ставил основоположник этой сцены Александр Таиров.

Евгений Писарев
Фото: Большой театр/Дамир Юсупов

Кинорежиссер Сергей Урсуляк дебютирует в ГАБТе «Евгением Онегиным» (дирижер Филипп Селиванов). Также на постановки приглашены режиссеры Нина Чусова (она поставит «Питера Пэна» Андрея Рубцова, Адольф Шапиро («Самсон и Далила» Сен-Санса), Ханс-Йоахим Фрай («Паяцы» Леонковалло).

Прощание Рудольфа

Ближайшая из балетных премьер запланирована на 14 декабря. Это полновечерняя «Пиковая дама» в постановке Юрия Посохова на музыку Чайковского и Юрия Красавина.

На 4 апреля следующего года назначено возобновление «Ромео и Джульетты» в хореографии Леонида Лавровского. Постановочную команду возглавит его сын Михаил Лавровский, который исполнял в этом спектакле партию Ромео.

Затем балетная труппа представит «Бурю» по Шекспиру. Музыку вновь напишет Юрий Красавин. Поставит балет Вячеслав Самодуров, оформит Игорь Чапурин.

Как подчеркнул директор балета ГАБТа Махар Вазиев, в планах — только оригинальные, созданные для Большого театра балеты. Два из них новые, один уже выдержал испытание временем.

Махар Вазиев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Яркая и достойная постановка, — охарактеризовал Махар Вазиев «Ромео и Джульетту». — Все остальные балеты, созданные на эту музыку Прокофьева, так или иначе на нее ориентируются.

Объявленная на конец этого сезона балетная тройчатка перенесена на следующий сезон, а вот балета «Нуреев» зрители больше не увидят. Он снят с репертуара в связи с вступившем в силу законом, где оговорены вопросы, связанные с пропагандой нетрадиционных отношений.

— Балет попадает под действие этого закона, — подытожил Владимир Урин.

От Китая до Еревана

Много работы в предстоящем сезоне будет у Музея ГАБТа. Запланированы выставки в связи с юбилейными датами Вячеслава Гордеева, Бэлы Руденко, Евгения Светланова, Екатерины Максимовой, Елены Образцовой и других народных артистов.

Гастрольные маршруты коллективов театра включат Минск, Ереван, Санкт-Петербург, Калининград. Балетная труппа летом посетит Китай. На своей сцене ГАБТ примет башкирских, узбекских и бурятских артистов. Также пройдут гастроли Приморского филиала Мариинского театра и Челябинского театра оперы и балета.

Артисты балета Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко во время репетиции
Фото: РИА Новости/Таисия Воронцова

На вопрос «Известий», выступит ли снова на сцене ГАБТа Донецкий театр оперы и балета, гендиректор ответил, что в следующем сезоне таких гастролей не планируется, но ГАБТ включился в программу помощи театрам из Луганска, Донецка и Мариуполя. В ближайшее время в ГАБТе ждут коллег оттуда.

— У них не хватает костюмов, сценического оформления. Откроем запасники, посмотрим, чем можем помочь, — пообещал Владимир Урин.

В Донбасс на гастроли Большой театр пока не едет. По словам гендиректора, он обсуждал возможность такой поездки с представителями Минобороны и те попросили повременить, сказав, что гарантировать безопасность артистов и зрителей пока не могут.

Зато множество возможностей имеется у программы «Открытый занавес», в рамках которой Большой театр приглашает на свои спектакли родных и близких участников СВО. Сборы от них перечисляются в специальный благотворительный фонд.

Граждане, эвакуированные из Донецкой и Луганской народных республик, в Государственном академическом Большом театре России
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Среди ближайших мероприятий, которые посетят семьи бойцов, — премьера балета «Марко Спада» на Исторической сцене и совместный концерт симфонического оркестра Минобороны и артистов ГАБТа — на Новой.

Мы не страдаем

По поводу отсутствия гастролей на Западе Владимир Урин заметил, что это — вопросы имиджа, а не заработка.

— Спектакль в ГАБТе дает в разы больше, чем где бы то ни было. Экономически мы не страдаем, — уверен он.

Благополучие театра гендиректор подтвердил цифрами: в 2022 году были даны 662 спектакля, на которых побывало 567,7 тыс. зрителей. При этом театр заработал более 2,7 млрд рублей, а средняя цена билета — считали с учетом всех площадок — составила 4875 рублей. По мнению гендиректора, эта цифра должна развеять миф о том, что на спектакли Большого театра попасть невозможно.

Высказался Владимир Урин и об отношении Запада к русской культуре.

Опера «Борис Годунов» в постановке Большого театра на сцене ГАБТа
Фото: Большой театр/Дамир Юсупов

Он сожалеет, что сотрудничество с западными коллективами и артистами сократилось или вовсе сошло на нет, но эти ограничения введены не нами.

— Глубоко убежден, что только культура и искусства по-настоящему дают народам возможность понимать друг друга, — говорит гендиректор. — Мы готовы к сотрудничеству. И те, кто ответно готов, приезжают и работают с нами.

Набор и выбор

Проблема творческих кадров в театре не стоит, заметил Владимир Урин, отвечая на вопрос о незаполненной вакансии музыкального руководителя.

— Такого количества приглашенных российских дирижеров в ГАБТе не было никогда, — подчеркнул он. — Возможность попробовать свои силы с оркестром театра получили Артем Абашев, Иван Великанов, Иван Никифорчев, Филипп Селиванов, Константин Чудовский и другие дирижеры. Будем смотреть за качеством того, что они делают, как справляются с коллективом. Даем им как спектакли действующего репертуара, так и новые постановки. Как только кандидатура нового музыкального руководителя определится — сразу объявим.

Также продолжит пестовать новые голоса Молодежная оперная программа. Уже подписаны командировки ее руководителю Дмитрию Вдовину и его команде: они отправляются в вояж по городам России и СНГ искать талантливых вокалистов.