На Украине начались гонения еще на одну православную святыню. Вслед за Киево-Печерской лаврой «очистить» от монахов решили Почаевскую лавру, второй по значимости монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата. Верховная рада Украины зарегистрировала проект постановления, в котором просит кабинет министров страны разорвать договор аренды с УПЦ. Что представляет собой Почаевский монастырь, чем он дорог верующим и повторится ли история противостояния Киево-Печерского лавры с властями, разбирались «Известия».
Две песни, три кричалки
Верховная рада решила отнять у Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Почаевскую лавру в Тернопольской области. Украинские депутаты подготовили и зарегистрировали проект постановления об обращении к кабинету министров — о разрыве договора аренды, заключенного между Кременецко-Почаевским государственным историко-архитектурным заповедником и монастырем. С инициативой выступило более 30 депутатов, однако полный текст документа пока недоступен.
Свято-Успенская Почаевская лавра — крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западе Украины и второй на территории страны после Киево-Печерской лавры.
В отношении Киево-Печерской лавры и ее насельников украинские власти уже поступили по похожей схеме — 29 марта в одностороннем порядке расторгли договор аренды. А уже 30 марта комиссия министерства культуры Украины по инвентаризации имущества лавры пришла в монастырь, но не попала в его помещения. Внутрь чиновников не пустили верующие, которые ради этого ночевали в монастыре.
Представители министерства потребовали возбудить уголовное дело в отношении тех, кто мешал их работе. Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел был отправлен судом под домашний арест. Это вызвало новую бурю протеста — стояние у стен монастыря продолжается уже несколько дней. Люди по-прежнему не пускают на территорию представителей комиссии. Днем 4 апреля митрополит УПЦ Онуфрий прибыл на территорию Лавры поддержать верующих, также для людей были организованы палатки с горячим чаем и едой.
— Мы не будем опускаться до уровня тех, кто нам угрожает и запрещает много вещей. Мы будем просить Бога, чтобы он изменил намерения тех, кто может влиять на эту ситуацию, — рассказала «Известиям» молодая прихожанка, которая пришла в лавру с маленьким ребенком на руках.
Происходящее печально, но радует, что есть люди, которые готовы защищать свою святыню мирным молитвенным путем, поделился с «Известиями» завкафедрой церковной истории МДА, историк, профессор Алексей Светозарский.
— Я смотрю видео этого стояния — люди знают наизусть огромные акафисты и множество молитв. Могут пропеть целый канон наизусть. А их противники — это три дежурные кричалки и две унылые песни. Это тоже момент показательный, на мой взгляд, хотя я даже не беру политический контекст, — сказал он.
В силе и правде
На сайте Почаевского монастыря о намерениях рады напрямую ничего не сказано, но в опубликованном обращении наместника обители митрополита Владимира речь может идти именно об этой ситуации. Он с тревогой обращается к пастве с просьбой молиться за лавру, сопровождая свои слова цитатой из Евангелия о том, что многими скорбями верующим надлежит войти в Царствие Божие.
«Попустил Господь и нам пройти очередные нелегкие испытания. Сегодня действительно испытывается наша спасительная православная вера. Надеемся, что Господь поможет нам это всё мужественно пережить. Кому не безразлична судьба нашей украинской православной святыни — Почаевской лавры: просим вас, братья и сестры, присоединяйтесь к молитве братии лавры. Господь с нами. Господь в силе и правде», — говорится в тексте обращения. Также главная страница сайта открывается молитвой «о мире и прекращении междоусобной брани».
В воскресенье, 2 апреля, сторонники Православной церкви Украины (ПЦУ) захватили Свято-Покровский кафедральный собор в городе Хмельницком. А 4 апреля депутаты Хмельницкого горсовета единогласно лишили УПЦ права на пользование городской землей. Речь идет о 13 земельных участках, включая землю упомянутого собора.
Почаевская лавра известна и регулярно посещалась паломниками из России, рассказал Алексей Светозарский. В советский период это был крупный действующий монастырь, который имел огромное значение и отметился стойким сопротивлением в период хрущевской антирелигиозной кампании. Это монастырь, который всегда отличала очень сплоченная братия и большое число паломников с Украины, из России, Молдавии, Белоруссии и даже Средней Азии, сообщил эксперт.
По его словам, когда власти пытались закрыть Почаевскую лавру, монахи и прихожане его отстояли. Власти ликвидировали только скит, сам же монастырь никогда с момента основания не закрывался в отличие от Киево-Печерской лавры. Ее большевики все-таки закрывали — под предлогом реставрации.
— Монахи не хотели покидать монастырь, их уговаривали, угрожали, и делал это не кто иной, как Михаил Антонович Денисенко, который уже тогда занимал видный пост в украинском экзархате РПЦ. А сейчас именует себя Филаретом — патриархом ПЦУ Киевского патриархата. Тогда, при Хрущеве, он и способствовал выселению монахов, — рассказал Алексей Светозарский.
В несломленном же Почаевском монастыре со временем возникла духовная семинария, которая действует до сих пор. Есть в монастыре и значимые для церкви святыни: это оригинал Почаевской иконы Божией Матери и мощи преподобного Иова Почаевского. Если монахов выселят, их судьба, вероятно, будет плачевна, полагает эксперт.
— Судя по всему, есть настрой на серьезный разрыв с каноническим православием, — сказал он.
«Все за нее встанут»
В Почаеве противостояние властям может быть намного более жестким, чем это происходит в Киево-Печерской лавре, полагает профессор религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин.
— В Киеве много разного народа, а Почаев это маленький городок, 8 тыс. население, и он весь вокруг лавры. То есть она здесь — основное градообразующее «предприятие». Все люди в городе с ней так или иначе связаны, многие специально туда переехали и купили там дома, чтобы жить рядом. И, конечно, они все за нее встанут, — уверен эксперт. — Вероятно, украинские власти знают о такой возможной реакции почаевцев, но уже давно исходят из какой-то своей больной логики, которая вредит их же собственным интересам.
При этом, по его словам, захваты монастырей и порожденное ими противостояние в обществе властям абсолютно невыгодны: они раскалывают общество, вместо того чтобы его консолидировать.
— Тем более что подавляющее число сознательных верующих на Украине исторически принадлежит УПЦ, — напомнил он. — Причисляющие себя к ПЦУ в основной своей части в церковь не ходят, а только высказывают приверженность ей как национальной идее.
Кадры богослужений показывают, что храмы ПЦУ почти пустые, людей там нет, тогда как приходы УПЦ переполнены, добавил профессор.
— И вот всех этих людей сейчас, по сути, объявляют никем и сознательно антагонизируют, — сказал он. — Вместо того чтобы отложить этот не самый первостепенный религиозный вопрос на потом, будто намеренно идут на обострение. Это похоже на карточный азарт, они уже будто ничего не соображают, а, проигрывая, лишь удваивают ставки.
Приведет ли происходящее к тотальному отъему у церкви земель и храмов, Александр Дворкин судить не берется. Он считает, что чиновники пока только пробуют почву, и если удастся «отжать» одну лавру, пойдут к другой.
Во всех храмах УПЦ богослужение до сегодняшнего дня идет на церковнославянском языке, как и в Русской православной церкви. В ПЦУ же служат на украинском языке, пояснил Алексей Светозарский. Не исключено, что со временем Украина пойдет дальше в укреплении национальной идеи и заменит кириллицу на латиницу, допустил он.