Белорусская политическая система переживает период масштабной трансформации. Очередным этапом стало появление новой партии «Белая Русь» под руководством сенатора Олега Романова, ее учредительный съезд прошел в Минске 18 марта. Своей главной целью в объединении называют поддержку президента Лукашенко. «Известия» разбирались в том, для чего белорусскому лидеру понадобилась политсила.
Как появилась партия
Учредительный съезд партии «Белая Русь» прошел в Минске 18 марта. В работе съезда приняли участие более тысячи делегатов, все они единогласно проголосовали за создание новой политсилы. Участники мероприятия также выбрали политсовет партии. В руководящий орган вошли представители разных социальных групп — от министров до водителя автобуса.
Среди гостей съезда оказались посол России в Белоруссии Борис Грызлов, а также представители «Единой России». Секретарь Генсовета ЕР Андрей Турчак назвал происходящее историческим событием, а также зачитал приветствие от Дмитрия Медведева. «Необходимо максимально объединить усилия в борьбе против политики недружественных стран — политики, которая направлена на подрыв общепризнанных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН», — говорилось в послании Медведева.
Своей главной целью участники съезда назвали поддержку президента Александра Лукашенко, а также защиту суверенитета и конституционного строя. Наиболее образно о задачах «Белой Руси» высказался журналист и член политсовета партии Григорий Азаренок. «Мы выступаем за сохранение национальной идентичности и исторической памяти. И пускай запомнят швабы, гейтсы и прочие иллюзионисты глобализма: из белорусов не получится сделать безликое перекати-поле, жвачных животных, которые, погрязнув в извращениях и пресыщенности, сдадут им страну за понюх табаку. Наша идеология — яростное созидание!» — сказал он.
Главой партии стал сенатор Олег Романов, который до этого возглавлял одноименное общественное объединение «Белая Русь». На ресурсах белорусской оппозиции его называют одиозным сторонником Русского мира. Известно, что Романов поддерживает дальнейшую российско-белорусскую интеграцию, традиционные ценности, часто критикует украинские власти. «Они находятся под внешним управлением и получают указания извне. Выгодны они им лично или их стране, невыгодны — так вопрос даже не стоит. Я уже не говорю о том, что многие из них погрязли в пороках: алкоголизм, наркомания и тому подобное», — говорил Романов о команде Владимира Зеленского.
Что надо знать о белорусских партиях
Значимость события можно оценить, если знать историю становления белорусской политической системы. Многопартийность в республике зародилась в конце 1980-х годов. Тогда на базе дискуссионных клубов и неформальных организаций появились первые политические объединения. Основой идеологии большинства из них стал белорусский национализм и антикоммунизм. Ключевым в этом смысле стало создание в 1988 году «Белорусского народного фронта» (БНФ).
После распада Советского Союза начался бум партийного строительства, при этом наиболее активно росли националистические и прозападно-либеральные объединения. А вот белорусские коммунисты чувствовали себя некомфортно. С одной стороны, они пережили хоть и кратковременный, но болезненный запрет партии. С другой, не могли породить ярких лидеров и воспользоваться ностальгией, которая охватила общество на фоне социально-экономического краха начала 1990-х.
В итоге эти настроения использовал Александр Лукашенко, который победил на президентских выборах в 1994 году. После этого два года длилось противостояние главы государства и Верховного Совета. Оно завершилось победой президента, изменением конституции и резким снижением роли парламента в стране.
Вероятно, после затяжной вражды с Верховным Советом Лукашенко стал с недоверием относиться к самому институту партий. Кроме того, без партийной номенклатуры проще руководить страной единолично. Так или иначе, роль политических объединений катастрофически снизилась. Выборы всех уровней проводятся по одномандатным округам, а не по партийным спискам. Например, в нынешнем созыве палаты представителей из 110 депутатов только 21 человек причислен к той или иной партии, остальные 89 беспартийные.
Неуклонно снижалась и численность партий, ужесточались правила регистрации новых объединений. Достаточно сказать, что с 2000 года, несмотря на многочисленные попытки, не было зарегистрировано ни одной новой политсилы. Формальной причиной власти называли нарушения при подаче документов, неофициально объясняли, что оформиться пытаются агенты внешнего влияния.
Новый этап начался после политического кризиса в 2020 году. Тогда Лукашенко победил на очередных президентских выборах, но оппозиция не признала результатов голосования, в стране начались многотысячные протесты. В ходе противостояния белорусский лидер объявил о грядущей политической реформе. Он обещал в том числе либерализовать избирательную систему и повысить роль партий.
Реальные изменения законодательства произошли в начале 2023 года. В феврале президент Белоруссии подписал поправки в закон о партиях. Либерализация традиционно обернулась дальнейшим ужесточением. Так, в партии теперь должно состоять минимум 5 тыс. человек (раньше 1 тыс.), отделения в обязательном порядке должны функционировать во всех областях и в Минске.
Министр юстиции Сергей Хоменко говорит, что партии ждет перерегистрация. По его словам, из ныне существующих 15 останется 3–4. Закон обязывает все объединения поддерживать конституционный строй, значит, оппозиционных не останется в принципе, мелкие партии также исчезнут. В самом центре политического спектра окажется, видимо, «Белая Русь». На место под солнцем рассчитывают также коммунисты и либерал-демократы (аналог российской ЛДПР). Вакантными пока видятся ниши пророссийской партии и неких провластных либералов. Но не факт, что власти захотят иметь с ними дело.
Что говорят эксперты
Специалисты считают, что вместе с реформированием партийной системы может измениться и избирательное законодательство.
— Возможно, партии будут активнее выдвигать кандидатов по одномандатным округам. Кроме того, никто не сказал, что нынешняя система навечно, в какой-то момент Белоруссия может перейти к смешанному варианту или голосованию только за партийные списки, — говорит «Известиям» глава Центра белорусских исследований ИЕ РАН Николай Межевич.
Политолог Валерий Карбалевич отмечает, что после 2020 года белорусские власти стали создавать дополнительные структуры и укреплять существующие.
— Новые полномочия получил Совбез, именно ему перейдет власть в случае кончины главы государства. Законодательное оформление получило Всебелорусское народное собрание. Теперь мы видим переформатирование партийной структуры. Вероятно, Лукашенко решил, что старая система единоличной власти не работает, нужны дополнительные подпорки, — подчеркивает собеседник.