Швеция решила созвать конференцию для сбора пожертвований от международного сообщества на нужды Турции и Сирии, пострадавших от землетрясения. Мероприятие в Брюсселе запланировано на 16 марта. Турецкие СМИ считают эту инициативу попыткой умаслить несговорчивую Анкару, препятствующую вступлению Швеции и Финляндии в НАТО. Тем временем надавить на турецкие власти попытались генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг и госсекретарь США Энтони Блинкен, приезжавшие в Турцию накануне. Удастся ли Швеции и Финляндии попасть в НАТО к саммиту альянса, который состоится летом в Вильнюсе, разбирались «Известия».
Солидная взятка
«Мы собираемся организовать донорскую конференцию, которая состоится 16 марта здесь, в Брюсселе, мы делаем это вместе с Еврокомиссией», — заявил перед встречей министров иностранных дел ЕС глава МИД Швеции Тобиас Билльстрем.
По его словам, главная цель мероприятия — собрать дополнительную поддержку пострадавшим в результате землетрясений в Турции и Сирии. «Мы ожидаем, что многие примут в ней участие. Мы также надеемся, что сможем собрать как можно больше денег для людей из этих стран», — подытожил шведский министр.
Турецкие СМИ поддержали порыв Стокгольма, однако посчитали его не совсем бескорыстным. «Швеция использует трагедию в Турции, чтобы вступить в НАТО», — написала газета Cumhuriyet.
На фоне этого в Анкару прилетал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Главной темой для обоих визитов стало членство Швеции и Финляндии в Североатлантическом альянсе. Во время своей поездки Столтенберг особенно подчеркнул важность того, что «Стокгольм и Хельсинки проявили солидарность после землетрясения в Турции».
В Анкаре поблагодарили, однако дали понять, что инициатива Стокгольма не означает скорейшего членства в альянсе. На пресс-конференции глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу пояснил, что Анкара могла бы «оценить процесс вступления Финляндии в НАТО отдельно от Швеции».
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее заявлял, что «Швеция будет в шоке от того, что мы можем принять другое решение в отношении заявки Финляндии на вступление в НАТО». Однако Столтенберг также давал понять, что сдаваться не намерен и «на данном этапе могут быть одобрены обе заявки — как Хельсинки, так и Стокгольма».
«Мы не знаем, наступил ли этот «данный этап», о котором говорил глава альянса, но в кармане у него была «солидная взятка», — пишет по этому поводу турецкое издание. Газета не исключает, что это мероприятие подразумевает вступительный взнос Стокгольма в НАТО. Помимо этого, Швеция будет активно вовлечена в сотрудничество с альянсом: на собранные по итогам конференции деньги Североатлантический блок планирует восстановить пострадавшую от землетрясения зону в Турции.
Вслед за генсеком альянса в страну прилетел госсекретарь США Энтони Блинкен. «Похоже, американская администрация оказывает давление на Турцию, чтобы получить ее одобрение на принятие в НАТО Швеции и Финляндии, превращая тем самым трагедию в удачную возможность. Объявленная Столтенбергом «конференция по сбору пожертвований для Турции, организуемая Стокгольмом», несомненно, означает «пряник». Посмотрим, что станет «кнутом» в руках Блинкена», — пишут турецкие СМИ.
Госсекретарь пытался убедить Анкару, что скорейшее присоединение Стокгольма и Хельсинки к Североатлантическому блоку «увеличит военную мощь альянса», а также всячески давал понять Турции, что больше не стоит затягивать процесс ратификации.
Хорошие вести из Анкары
Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО в мае 2022 года. Вначале Турция заблокировала процесс их рассмотрения, однако в конце июня Анкара, Хельсинки и Стокгольм подписали меморандум в области безопасности.
Турция потребовала от стран «предпринять важные шаги в борьбе с терроризмом» и экстрадиции подозреваемых в связях с Рабочей партией Курдистана, которую в Анкаре считают террористической. В настоящее время только две страны из 30 — Турция и Венгрия — не ратифицировали заявки.
В конце января между Анкарой и Стокгольмом разгорелся скандал, после того как около посольства Турции в Стокгольме один из крайне правых политиков Расмус Палудан сжег Коран. Турецкие власти в ответ жестко раскритиковали такие действия. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что после этого Стокгольму не стоит рассчитывать на поддержку Анкары по вопросу присоединения к альянсу.
Однако после недавнего визита Столтенберга и Блинкена в Анкару министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу сказал, что Турция возобновит переговоры по членству Финляндии и Швеции в НАТО. По его словам, очередная трехсторонняя встреча состоится в ближайшее время в Брюсселе в штаб-квартире Североатлантического альянса.
«Это хорошее послание из Турции», — отреагировал министр иностранных дел Швеции.
Шагающие вместе
При этом в Турции по-прежнему дают понять, что могут «разделить процессы присоединения Швеции и Финляндии». Однако шведский премьер-министр Ульф Кристерссон, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, отметил, что две страны начали этот процесс вместе, поэтому хотят завершить его тоже одновременно. «Очень тесное военное сотрудничество между Стокгольмом и Хельсинки, наблюдавшееся еще перед вступлением в НАТО, будет сильно затруднено, если мы будем разъединены», — пояснил премьер.
Кристерссон надеется, что заявки Стокгольма и Хельсинки на вступление в альянс будут ратифицированы к саммиту НАТО, который пройдет в июле в Вильнюсе. Тем временем в Финляндии намекают, что тоже хотели бы вступить в Североатлантический блок вместе со Швецией, но при этом готовы присоединиться к альянсу и не дожидаясь Стокгольма.
В начале апреля в Финляндии пройдут парламентские выборы, поэтому сейчас власти стараются предпринять активные шаги, которые необходимы для вступления в НАТО. Однако перспективы Швеции по-прежнему туманны. Как отметил Чавушоглу, хотя Стокгольм и изменил свои конституцию и законы, никаких конкретных шагов по противодействию финансированию терроризма, пропаганде и вербовке террористов так и не было предпринято.
Принципиальная позиция
— Турция еще долго будет справляться с последствиями землетрясений, помощь будет актуальна и через некоторое время, но сейчас страна в этом нуждается как никогда. Я не вижу большого смысла в том, что сначала будет проводиться конференция, а уже потом решаться, будет ли оказана помощь или нет. На мой взгляд, если государства хотят оказывать помощь, то пусть помогают, — отметила в беседе с «Известиями» научный сотрудник отдела Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Алина Сбитнева.
По словам политолога, стране надоело быть младшим партнером Запада, постоянно доказывать, что она достойна надрегионального статуса.
— Думаю, что Анкара будет стоять на своем до последнего, она заявляла это на переговорах с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. То же самое Мевлют Чавушоглу озвучил и накануне. По его словам, Турции нужны конкретные шаги и меры, она готова отдельно рассмотреть заявку Финляндии, но Швеции придется потрудиться. По итогам переговоров с Энтони Блинкеном стало понятно, что США в очередной раз уговаривал Турцию принять в НАТО Швецию и Финляндию, — добавила эксперт.
Однако Анкара в первую очередь руководствуется своими интересами, полагает доктор политических наук, заведующий отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.
— Турция не так проста и весьма хитра. Чего только не сделаешь, чтобы умаслить несговорчивую Анкару и в конце концов вступить в НАТО. Мероприятие, анонсированное главой шведского МИДа, состоится больше чем через месяц с момента страшных событий, разделивших жизнь Турции и ее граждан на до и после. Когда уже в общем-то не так актуально, ведь помощь срочно нужна сейчас. Особенно на фоне новых землетрясений в Хатае. Если бы не надо было в НАТО, то и не нужна была бы конференция. Сострадание — это не про современный Запад, — считает политолог.
Эксперт обращает особое внимание на принципиальность, которую проявляет Турция.
— Из турок никак не вытянут это заветное и столь долгожданное «да». Сначала Столтенберг обхаживал турецкое правительство: вот вам и палаточные городки, и спасательные отряды, и наша солидарность — натовская. Это всё, конечно, от чистого сердца и большой души, но пришло время ратифицировать заявки. Вслед за ним Блинкен отметил, что поставки F-16 согласуют, выделят $185 млн на восстановление. В общем, друзья, рассчитывайте на американскую руку помощи и всё-таки не забудьте одобрить вступление Хельсинки и Стокгольма, — отметил тюрколог.
По его мнению, несмотря на все сложности, Турция сопротивляется давлению, требует уважения к себе и торгуется.
— Поставки истребителей глава турецкого МИДа попросил не увязывать с ратификацией заявок — намекнув, что уже как-то даже некрасиво так в открытую покупать национальную безопасность Анкары. А раз американцы сами заговорили про F-16, грех было не напомнить про программу F-35, из которой Турцию исключили в одностороннем порядке. Этот сюрприз обошелся Анкаре в $1,4 млрд — пора их вернуть, как раз пригодятся для внутренних дел, — добавил специалист.
Как считает Аватков, диалог вышел интересный. По его словам, Чавушоглу также поднял вопрос безопасности южных границ страны, коснувшись американской поддержки террористических формирований в Сирии, однако вразумительного ответа так и не получил. Эксперт отметил, что американская сторона в курсе турецкой озабоченности, однако на этом всё. Как и с F-16: продажу лоббируют и поддерживают, но пока без сроков, поскольку необходимо добиться согласия конгресса.
По мнению политолога, Чавушоглу подчеркнул, что Турция — не тот игрок, которому можно связывать руки, к тому же санкции в отношении страны уже давно пора отменить.
— На совместной пресс-конференции Анкара отстаивала себя как могла: всё по делу, в меру резко и вместе с тем очень доходчиво. США всё так же слепо и тупо уверены, что Швеция и Финляндия вскоре официально вступят в НАТО. А пока США ждут вступления Швеции и Финляндии, Анкара ждет снятия санкций, возврата денежных средств в размере $1,4 млрд и предстоящих выборов. Турция всё пытается доказать Западу, что мир, как и она сама, изменился. Она больше не станет играть в невыгодные ей западные игры, в которых она — далеко не ведущий игрок. Только вот в США, да и в Европе ее всё еще не слышат, — подытожил тюрколог.