Волшебство и не только: в России вырос интерес к сувенирам с Гарри Поттером

Предметы с символикой какого факультета пользовались наибольшим спросом в преддверии выхода игры Hogwarts Legacy
Роман Солдатов, Ксения Набаткина
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Россияне вновь активизировали интерес к волшебному миру Гарри Поттера. В преддверии выхода игры Hogwarts Legacy количество поисковых запросов на Ozon по тематике серии романов Джоан Роулинг выросло на 11%, а на Wildberries в феврале по сравнению с январем число заказов носков и нашивок для одежды с символикой Хогвартса увеличилось в четыре раза. Также покупатели активно интересовались карнавальными костюмами, шарфами в расцветке факультетов магической школы и волшебными палочками. Однако выход игры «Наследие Хогвартса» никак не повлиял на продажи игровых приставок — они, наоборот, сильно упали.

Вселенная Гарри

В преддверии выхода игры Hogwarts Legacy россияне стали активно интересоваться вещами с символикой вселенной Гарри Поттера. С 1 по 14 февраля 2023 года число заказов носков и нашивок для одежды с символикой мира Джоан Роулинг выросло в четыре раза по сравнению с январем, сообщили «Известиям» в Wildberries.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Интерес к карнавальным костюмам в стилистике Гарри Поттера и его друзей по школе чародейства и волшебства увеличился в три раза, а к различным канцелярским товарам, в особенности тематическим блокнотам и наклейкам, — в 2,5–3 раза, — рассказали в маркетплейсе.

На Wildberries больше всего заказали кружек, значков, брелоков, обложек для документов и шарфов с символикой франшизы, сообщили в пресс-службе онлайн-площадки. Наибольшей популярностью пользуются аксессуары (галстуки и шарфы) в цветах факультета «Слизерин», а хитом продаж стала волшебная палочка Гермионы Грейнджер из «виноградной лозы».

На Ozon количество поисковых запросов по тематике Гарри Поттера за первые две недели февраля выросло на 11%, сообщили в маркетплейсе.

Фото: РИА Новости/Павел Бедняков

— Наибольшей популярностью ожидаемо пользуются книги — произведения Джоан Роулинг стабильно входят в топ продаж. Россияне приобретают как одиночные издания, так и подарочные сеты из семи томов, а также выпуски с цветными иллюстрациями, — рассказали «Известиям» в Ozon.

В компании добавили, что родители маленьких детей активно приобретают тематические костюмы волшебников, сладкое драже в виде магических бобов, пледы и другой декор для помещений. А самыми интересными товарами из вселенной Гарри Поттера, которые заказывали россияне, стали поваренная книга магических блюд, подвеска «Дары Смерти», перьевая ручка и кашпо для цветов в виде головы Волан-де-Морта.

Игра без приставки

Игра по вселенной Гарри Поттера с русскими субтитрами начала продаваться в российских ритейлерах «М.Видео» и «Эльдорадо» и на маркетплейсах Ozon, «Яндекс.Маркет» и Wildberries, сообщили СМИ 14 февраля. Однако в январе информация о скором выходе ожидаемой многими Hogwarts Legacy на всех современных платформах (кроме PlayStation 4 и Xbox One, на них проект выйдет только в начале апреля) не повлияла на спрос россиян на игровые приставки, хотя игру анонсировали еще в 2020 году и первоначально планировали выпустить в 2021-м. Число покупок и обороты продаж продолжали падать, следует из данных аналитического ресурса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД» (изучает фискальные данные более чем с 1,1 млн онлайн-касс в стране).

Скриншот из игры Hogwarts Legacy
Фото: hogwartslegacy.com

В январе 2023-го средний чек на консоль PlayStation 5 составил 64 тыс. рублей, что на 13% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Частота покупок упала на 60%, а обороты продаж — на 47%. Снижение покупательской активности также зафиксировано и у приставок от компании Microsoft. Средний чек на консоли Xbox Series S/X составил 33 тыс. рублей, что на 10% выше, чем годом ранее. При этом число покупок упало, хоть и не так сильно, как это было у PlayStation 5, — на 15%. Средний чек на портативную консоль Nintendo Switch составил 33 тыс., что выше на 19%, чем за аналогичный период 2022 года. Число покупок также снизилось — на 45%.

Геймеры не спешат и обновлять свои компьютеры. Средний чек на игровой ПК в январе 2023-го составил 74 тыс. рублей, что на 3% выше, чем в прошлом году, а число покупок — ниже на 9%.

Фото: ТАСС/Станислав Красильников

По мнению экспертов «Чек Индекса» компании «Платформа ОФД», после всплеска покупок в I квартале 2022 года произошло драматическое падение продаж популярных брендов мирового игрового рынка. Это связано с демонстративным уходом компаний из страны.

— Январские продажи показали: потребитель возобновил интерес к новым версиям консолей и игр. Однако говорить о приближении к уровням продаж начала прошлого года не приходится. В 2022-м и начале 2023-го покупатель приобретал игровые консоли и приставки чаще в магазинах, чем в интернете, вместе с покупкой игр на физических копиях — дисках, — отметили представители «Платформы ОФД».

Падение интереса россиян к игровым платформам можно объяснить сложностями, с которыми пользователи сталкиваются при попытке приобрести игры, считает инженер-программист компании «Юнитесс» Владислав Голушко.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— В 2020 году приставок нового поколения не хватало из-за коронавирусных ограничений, которые привели к сокращению производственных мощностей. Люди занимали электронные очереди за PlayStation 5 и Xbox Series S/X. В конце 2021-го — начале 2022-го приобрести их стало проще, поэтому геймеры активно покупали консоли, даже несмотря на повышение цены. Но в марте прошедшего года PlayStation Store и Microsoft Store приостановили работу в России, и приобретать игры стало возможно только обходными путями, — отметил в разговоре с «Известиями» эксперт.

Он подчеркнул, что не каждый готов разбираться в особенностях способа оплаты на турецком аккаунте, а диски с играми приходят с задержкой минимум в месяц. Все эти сложности отпугнули многих россиян от покупки приставки, даже несмотря на такие громкие релизы, как «Наследие Хогвартса».