Звезды не гаснут: Михалков в «Сатире», Раневская на экране, Кустодиев на аукционе

О чем на этой неделе говорили любители прекрасного
Марина Иванова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Новым гендиректором Третьяковской галереи стала Елена Проничева, ранее возглавлявшая Политехнический музей. В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась светская премьера комедии «Быть» режиссера Александра Ковтунца. На аукционе «Литфонда» продан один из самых интересных российских лотов этого месяца — цикл иллюстраций Бориса Кустодиева к повести Евгения Замятина «Русь». Глава РГБ Вадим Дуда предложил создать на базе библиотеки центры консервации и реставрации редких документов. В Музее AZ открылась выставка работ Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо». «Известия» выбрали самое интересное в мире культуры.

Сдала — приняла

Новым гендиректором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева, ранее руководившая Политехническим музеем.Возглавлявшая Третьяковку последние восемь лет Зельфира Трегулова покинула свой пост в связи с истечением контракта.

Гендиректор Третьяковской галереи Елена Проничева
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

По словам члена попечительского совета Третьяковки, директора и основателя Музея AZ Наталии Опалевой, в период ее руководства шла активная работа по созданию филиалов, организованы знаковые выставки как в России, так и за рубежом.

— Мы помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось также восстановление «малых» музеев, в частности открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых, — отметила эксперт.

«Быть» в 1990-х

В кинотеатре «Каро 11 Октябрь» состоялась светская премьера комедии «Быть» режиссера Александра Ковтунца. Представили картину создатели — киностудия «Илья Муромец» и российский дистрибьютор игровых и анимационных фильмов «НМГ Кинопрокат», входящий в холдинг «Национальная Медиа Группа».

Фото: пресс-служба «НМГ Кинопрокат»

По сюжету выросший без родителей Илья (актер Олег Гаас) всерьез увлечен рэпом и готов на всё ради успеха. Однажды, под Рождество, он садится в такси, которое привозит его… в 1993 год.

— В этом фильме много личного, — признался «Известиям» Александр Ковтунец, который сыграл в нем персонажа из «лихих 1990-х». — Здесь есть проблема отцов и детей. Решается вопрос, как жить в социуме — приспосабливаться или идти своей дорогой. А вообще это семейное кино о каждом из нас, о том, что мы должны уметь жить, радоваться, любить, прощать и быть.

Лезгинку — Михалкову

Едва выписавшись из больницы, Никита Михалков сыграл главную роль в собственном спектакле «12». Представление на сцене Театра сатиры завершилось зажигательной лезгинкой в исполнении детей, а в зале был аншлаг.

Режиссер Никита Михалков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

По словам сотрудников театра, спектакль Никиты Михалкова играют дважды в месяц и всегда при полном зале. Такая же посещаемость и душевная атмосфера бывает на спектаклях легендарного Александра Анатольевича Ширвиндта.

На поклонах Никита Михалков поблагодарил Театр сатиры, приютивший постановку на время ремонта здания его Центра театра и кино. Кроме того, слова благодарности он адресовал врачам и зрителям.

— Я знаю, что многие за меня переживали, я всем благодарен, — сказал Никита Сергеевич. — В зале сегодня присутствуют врачи, которые спасли меня. Они мне сказали: «Будешь спектакль играть — вылечим». — «Буду». И вылечили!

Сплетни как факт

В день 100-летия со дня рождения Фаины Раневской на онлайн-экраны вышел первый эпизод сериала «Раневская». Даниил Спиваковский сыграл роль главного режиссера Театра Моссовета Юрия Завадского, с которым у Раневской были сложные отношения.

Фото: KION

— Отношения Раневской и Завадского обросли множеством историй и откровенными сплетнями. Но пусть они остаются на суд простого зрителя, — заметил актер в беседе с «Известиями». — Для меня ценно то, что в сериале показано глубокое уважение между ними. Я думаю, что это была истинная правда.

По словам обозревателя «Известий» кандидата филологических наук Сергея Сычева, биографические сериалы в любом случае далеки от подлинных биографий и судить по ним о том, как было, — бессмысленно.

— Только хроника на самом деле может противостоять байопикам, в ней мы можем увидеть человека, а не образ, который неизбежно создается даже при компоновке фактов на бумаге, — считает он.

Русское от Кустодиева

На аукционе «Литфонда» продан один из самых интересных российских лотов этого месяца — цикл иллюстраций Бориса Кустодиева к повести Евгения Замятина «Русь».

Фото: Аукционный дом «Литфонд»

— Рисунки для экспериментального произведения Замятина, стилизованного под древнерусскую сказку, художник создавал уже под конец жизни, будучи прикованным к инвалидной коляске. Но на уровне работ это ничуть не сказалось: монохромные орнаменты восхищают изяществом и изобретательностью, а миниатюрные сценки — тонким юмором, — отметил обозреватель «Известий» кандидат искусствоведения Сергей Уваров.

При стартовой цене 1,2 млн рублей раритет музейного уровня был продан за 1,4 млн. Помимо уникальных работ, покупатель лота получит и экземпляр самой книги из подарочного тиража, не поступившего в продажу.

Судьба жить

Театр «Мастерская Петра Фоменко» представил премьеру спектакля «Двадцать третий» по роману Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск». Действие происходит в 1923 году в городе Верденбрюк в Германии. Это серия историй о людях «потерянного поколения», которым выпала судьба жить между двух войн.

Фото: Мастерская Петра Фоменко

По словам режиссера спектакля Евгения Каменьковича, он о том, как важно человеку в сложное время оставаться самим собой: если он художник, то он должен оставаться художником и выполнять свою миссию; если он священник, то он останется священником и будет помогать всем людям, которые его окружают.

— Есть литературные произведения киногеничные, а Ремарк — театрогеничный. Возможно, поэтому Евгению Каменьковичу удалось, не прилагая видимых режиссерских усилий, создать яркий, запоминающийся, хотя и излишне затянутый спектакль, — прокомментировала постановку обозреватель «Известий» доктор искусствоведения Светлана Наборщикова.

Реставрация и власть

Министр культуры РФ Ольга Любимова встретилась с представителями отрасли реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря. Руководители крупнейших институций (Музеи Кремля, Эрмитаж, Исторический музей, РГБ и др.) выступили с докладами.

Председатель комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти Владимир Цой, губернатор Ленобласти — председатель правительства Ленобласти Александр Дрозденко, министр культуры РФ Ольга Любимова и вице-премьер РФ Татьяна Голикова
Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

В основном спикеры говорили о достижениях, демонстрируя изображения возрожденных предметов и называя впечатляющие цифры. Глава РГБ Вадим Дуда сделал акцент на проблемах, заявив, что около 9 млн редких документов (книг и рукописей) в нашей стране нуждается в реставрации, при этом 70% библиотек не обладают должными условиями для их хранения, а у 80% библиотек нет необходимого оборудования для консервации поврежденных единиц. При этом в самой Ленинке реставрируется около 1,5 тыс. документов в год.

Чтобы исправить ситуацию, Дуда предложил создать на базе РГБ центры консервации и реставрации в регионах. «В 2022 году мы открыли уже два филиала», — сообщил он.

Советский Леонардо

В Музее AZ открылась выставка работ Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо». Как видно по названию, создатели проекта решили исследовать связь советского нонконформиста с гением Ренессанса — в частности, впервые представили зверевские трактаты, которые тот писал по примеру да Винчи.

Оригиналы (тетради разных форматов) размещены в витринах, а на крупных сенсорных экранах посетителю доступны сканы — их можно полистать, рассмотрев детали и вчитавшись в почерк автора. Но, конечно, не обошлось и без художественных работ, причем, задача, очевидно, стояла в том, чтобы показать широту творческого диапазона Зверева — истинного «человека Возрождения». Здесь и портреты, и пейзажи, и анималистика, и даже ироничные полуабстрактные ню, спрятанные в отдельной комнатке.

Фото: Музей AZ

Многое из этого уже показывалось в Музее AZ — в этом плане новый проект можно назвать дайджестом по ранее организованным ретроспективам. Но ряд вещей широкая публика видит впервые. А кроме того, в новом контексте знакомые произведения начинают восприниматься иначе. И, глядя на все это пестрое великолепие, нельзя не признать, что гениальность Зверева действительно в чем-то сродни Леонардо. Оба они были изобретателями, фантазерами и визионерами.