Учебная тревожность: что могло стать причиной трагедии в химкинском лицее

Понесет ли 11-летняя школьница наказание за попытку жестокого убийства
Вероника Кулакова, Яна Штурма
Фото: Global Look Press/uwe umstätter

Причиной ссоры между школьницами в Химках, в результате которой одна попала в реанимацию, могла стать ревность к мальчику или зависть из-за популярности в соцсетях, сообщил «Известиям» источник, знакомый с обстоятельствами трагедии. Сейчас за жизнь пострадавшей, получившей около 100 ножевых ранений, борются врачи. Максимальное наказание, которое может понести 11-летняя нападавшая, — помещение на три года в закрытую спецшколу-интернат. Более жесткие меры применимы только к подростам с 14 лет, отмечают юристы. Ребенок способен совершить столь жестокое преступление, только если он сам когда-то подвергался насилию, полагают психологи. Эксперты увидели в случившемся ответственность охраны школы, а также педагогов, которые, вероятно, знали о конфликте двух детей, но вовремя не приняли необходимых мер.

Ножом за лайки

Во вторник, 7 февраля, в химкинском лицее № 10 ученица пятого класса напала на ровесницу и нанесла ей по меньшей мере 20 тяжелых ножевых ранений. Всего на теле пострадавшей зафиксировано около 100 ран, сообщила уполномоченная по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. Холодное оружие — кухонный нож — ученица специально прихватила из дома. В школу она его пронесла, вероятно, в рюкзаке. На перемене нападавшая подкараулила одноклассницу в туалете, изрезала ее, а затем спокойно вернулась в класс и заявила учителю: «Я убила Соню».

Пострадавшую удалось оперативно госпитализировать, сейчас за ее жизнь борются врачи. По сообщению администрации городского округа Химки, ребенку оказали экстренную помощь в Химкинской областной больнице, а затем вертолетом перевезли в детское специализированное медучреждение. По словам нашего источника, знакомого с ситуацией, ее переправили в Люберцы. Состояние пострадавшей крайне тяжелое.

Фото: соцсети

Конфликт подростков, предположительно, произошел на почве ревности к мальчику. Также оперативники рассматривают версию с завистью из-за популярности пострадавшей в одной из социальных сетей. Якобы у нападавшей было меньше лайков, чем у потерпевшей, что и стало причиной конфликта между детьми, сообщил «Известиям» источник.

Ребенок в таком возрасте способен совершить столь жестокое преступление, если только он сам когда-либо подвергался насилию, отметила детский психолог Наталья Наумова. По ее словам, несовершеннолетний, испытавший жестокость по отношению к себе, начинает думать, что такие действия приемлемы. У него не возникает жалости к жертве, потому что насилие укладывается в его картину мира.

— Дети, которых растят в излишней жесткости, строгости, применяют по отношению к ним физическое насилие, получают именно такую установку на жизнь — не испытывать жалости к другим, раз сами ее не получают, — подчеркнула она.

Может иметь место и психическое расстройство, допустила психолог. Проявлением нездоровой психики может служить тот факт, что нападавшая не сумела остановиться, нанося жертве всё больше и больше ударов ножом.

— Чтобы предотвратить подобные трагедии, нужно очень внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Если ребенок когда-либо подвергался насилию, обязательно нужна работа с психологом. Также следует подключить невролога или психиатра, если расстройство тяжелое. Опять же можно рассмотреть медикаментозную терапию, в зависимости от состояния, — посоветовала эксперт.

Не те меры

Открытым остается вопрос, как ребенку удалось понести в школу холодное оружие. После серии нападений на учебные заведения система их безопасности усиливалась по всей стране. Однако, проблема, к сожалению, не решена, считает член комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Андрей Альшевских. По его словам, 8 февраля на заседании комитета будет еще раз подниматься вопрос обеспечения безопасности в школах.

— К этой проблеме нужен комплексный подход. Тут и ответственность охраны, которая допустила пронос ножа в учебное заведение, и ответственность педагогов, которые, вероятно, знали о конфликте двух детей, но вовремя не приняли необходимых мер. По сути, это — халатность, — считает депутат.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

При этом ужесточение наказания для охранных организаций в этом случае вряд ли возымеет эффект, полагает он.

— Мы имеем дело с конфликтной ситуацией между детьми. Это первопричина инцидента. Нужно проводить более глубокую работу с педагогами, самими учениками, чтобы спорные моменты между детьми решались не подобным образом, а при помощи специалистов, — отметил эксперт.

Как сообщила администрация Химок в своем Telegram-канале, после произошедшего в школах округа организована внеочередные проверки, усилены меры безопасности.

Никакой ответственности

Уголовная ответственность по такой категории преступлений наступает с 14 лет, поэтому напавшая на одноклассницу девочка не понесет никакой ответственности, как и ее родители. Вероятней всего, ее просто поставят на учет в органах профилактики, предположил в беседе с «Известиями» адвокат по уголовным делам Максим Калинов.

— В уголовном законодательстве есть правило: человек может считаться дееспособным и ответственным за свои действия только с 14 лет, — сказал эксперт.

Максимально возможное наказание для девочки — помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то есть в спецшколу-интернат. Такие исправительные учреждения немногим отличаются от воспитательных колоний, добавил управляющий партнер юридической компании «ГК Лигал» Кирилл Гавриличев.

Фото: СК РФ

— Срок пребывания в спецшколе не может превышать три года. Туда могут поместить несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет. Основание для этого — решение суда, — уточнил юрист.

Следственный отдел по городу Химки СК РФ по Московской области возбудил два уголовных дела по факту случившегося, говорится в сообщении на сайте ведомства. Первое — по факту покушения на убийство малолетней (ч.3 ст. 30, ч.2 ст. 105 УК РФ), второе — по факту халатности должностных лиц учебного заведения (ст. 293 УК РФ).

Первое дело после проведения всех следственных мероприятий, скорее всего, прекратят — это исключительно процессуальная необходимость, считает Максим Калинов.

Возбуждение второго дела — по факту халатности — означает, что следователи нашли для этого достаточные основания, подчеркнул юрист. Если будет доказано, что трагедия случилась в том числе по вине преподавателей, им может грозить до пяти лет лишения свободы. Но если до этого судимостей не было, то, скорее всего, суд ограничится условным сроком и запретом работать в школе, резюмировал Максим Калинов.