Ни одна из четырех номинаций российских музыкантов на Grammy не увенчалась победой. Зато среди триумфаторов — трансгендер (впервые в истории премии) Ким Петрас, небинарная персона Сэм Смит, бодипозитивная чернокожая Лиззо и иранский диссидент Шервин Хаджипур, статуэтку которому вручила первая леди США Джилл Байден. Больше всего призов, как и предсказывали «Известия», собрала Бейонсе, но среди них — ни одного в главных категориях. Впрочем, это не помешало ей побить мировой рекорд. «Известия» анализируют итоги прошедшей церемонии.
Оседлала Grammy
Вручение премии Grammy традиционно проходит в Лос-Анджелесе в два этапа: иначе 91 статуэтку не раздать. Днем (по московскому времени это уже ночь) награждают в менее значимых номинациях — классика, джаз, госпел и прочее — в ускоренном режиме: минимум музыкальных номеров и конферанса, максимально короткие речи. Параллельно звезды собираются на красной дорожке, общаются с прессой, позируют фотографам. Вечером же (когда у нас настает раннее утро) начинается основное шоу с самыми известными артистами на сцене и разрешением главных интриг: кто же получит награды за лучшие песню, альбом и запись.
Сразу скажем: выбор в них оказался действительно неожиданным. Записью года был признан сингл About Damn Time бодипозитивной чернокожей исполнительницы Лиззо (ее костюм, напоминающий клумбу, наверняка станет мемом). Налицо дань социальным трендам: ничего выдающегося в стандартной R'n'B песне нет, и как можно было ее предпочесть Easy On Me Адель и Break My Soul Бейонсе — вопрос. Более логичной выглядит победа Гарри Стайлза в альбомной номинации за действительно яркую работу Harry's House. Но опять-таки далеко не очевидное решение.
Наконец, песней года академики сочли Just Like That 73-летней Бонни Райт. И если не усматривать в этом борьбу против эйджизма, то иначе как протестным голосованием такой выбор не назовешь. Тихая, простенькая кантри-композиция Бонни под акустическую гитару — приятная, но совершенно проходная. Сама артистка после вручения выглядела ошеломленной и призналась, что не верила в успех. Да, ей не впервой получать Grammy, но сейчас она явно не рассчитывала на победу, имея таких конкурентов, как Бейонсе, Адель, Тейлор Свифт и Кендрик Ламар.
Впрочем, эта звездная четверка тоже не ушла с пустыми руками. Из девяти номинаций Бейонсе за Renaissance (на обложке диска певица сфотографирована полуобнаженной верхом на лошади) премиями увенчались четыре, таким образом, в общей сложности у нее накопилось самое большое количество Grammy в истории — 32! Кендрику Ламару до этого результата далеко, но его пластинка Mr. Morale & The Big Steppers всё же принесла ему три премии из восьми возможных. Адель и Свифт получили по одному граммофончику, причем Тейлор одержала победу как режиссер — десятиминутный клип на All Too Well она поставила сама.
С Самарой, но без русских
Забавно, что Grammy за лучший клип вручалась в дневной части шоу и Тейлор Свифт на тот момент не было в зале. Вечером же ей не пришлось выходить на сцену. А жаль: ярких звездных речей не хватало. Как и скандалов типа того, когда Канье Уэст в 2009-м выбежал на сцену во время вручения MTV Music Awards и вырвал микрофон у Тейлор. Излишне говорить, что Канье на Grammy не было: после прошлогодних выходок он персона нон-грата.
Вообще от вечерней части шоу обычно ждут самых острых шуток и самых эффектных выступлений, но в этом году всё было, во-первых, максимально приглаженно и политкорректно (неудивительно: супруга Джо Байдена в зале), а во-вторых, не то чтобы очень зажигательно в музыкальном плане. Главным сюрпризом стал финальный перформанс DJ Khaled с участием целой «рэп-сборной» — Jay-Z, Fridayy, Лила Уэйна, Рика Росса и Джона Ледженда. Бейонсе, вопреки ожиданиям, выходила к микрофону только за своими наградами, вдобавок опоздав на церемонию. Не было на сцене и голограмм ABBA, но тут уж понятно почему: шведский квартет академики проигнорировали, ни дав ни одной статуэтки.
Grammy всегда славилась американоцентричностью, но в этом году тенденция оказалась особенно явной. И дело не только в поражении скандинавов. Вместо триумфаторов «Евровидения» Måneskin лучшим новым артистом признали 25-летнюю джазовую певицу Самару Джой, чья известность, скажем мягко, очень локальна. И даже в классических номинациях, где представительство европейцев обычно весьма сильно, безраздельно рулили заокеанские исполнители и авторы.
Вплоть до смешного: вместо живой легенды Софии Губайдулиной, номинированной за глубокое религиозное сочинение «Гнев Божий», приз ушел к американцу Кевину Путсу. Его консервативная и весьма безликая сюита «Контакт» представлена на альбоме Time for Three: Letters for the Future в исполнении Филадельфийского оркестра.
Российским музыкантам в этом году вообще не повезло с Grammy, хотя среди номинантов были сразу четыре наших соотечественника: помимо Губайдулиной, это пианисты Даниил Трифонов и Кирилл Кузьмин, а также дирижер Максим Емельянычев. Самые большие шансы имел Трифонов, записавший «Искусство фуги» Баха, но у него «украл» победу всё тот же диск Time for Three. Хотя как раз в номинации «Лучшее сольное исполнение» были куда более серьезные конкуренты — скрипачка Хилари Ханн и пианистка Мицуко Учида. Но и они ушли ни с чем.
А вот Максим Емельянычев в тандеме с Джойс ДиДонато и Кирилл Кузьмин с Сашей Кук проиграли действительно более именитым соперникам: певица Рене Флеминг и ее аккомпаниатор, пианист и дирижер Янник Незе-Сеген — настоящие «тяжеловесы», и их альбом Voice Of Nature: The Anthropocene — интересная концептуальная запись. Кстати, открывается она композицией того же Кевина Путса, и это слабейший номер диска.
Трансгендеры и безбожники
Анализируя игнорирование российских музыкантов, академию можно было бы упрекнуть в русофобии. Но скорее здесь дело опять-таки в «американофилии». Представители заокеанской индустрии даже в классических номинациях отдают предпочтение своим; европейские табели о рангах их мало волнуют. Ну а вкусы при этом у них самые традиционные.
Тем не менее в политизированности Grammy тоже не откажешь. Так, Джилл Байден появилась на церемонии не случайно, а для того, чтобы объявить победителя в новой, недавно созданной номинации «Лучшая песня для социальных изменений». И получил ее иранский активист Шервин Хаджипур за трек в поддержку протестов в его стране из-за ограничения прав женщин.
Но даже это решение не вызвало такого резонанса, как победа Ким Петрас и Сэма Смита в номинации за лучший поп-дуэт. Академия выпустила релиз, в котором с гордостью сообщила, что Петрас стала первым открытым трансгендером, получившим Grammy. Сэм Смит в свою очередь известен как небинарная персона. Парочка не только поднялась на сцену за наградой, но и исполнила свою песню Unholy («безбожный», «дьявольский»). Смит при этом был в костюме Сатаны — в ярко-красном плаще, обтягивающих брюках и шляпе-котелке с рожками. Сцена во время перформанса пылала адским пламенем.
В общем, как ни крути, церемония всё же прошла с огоньком.