Президент Курчатовского института назвал самые перспективные направления в науке

Елена Белова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук в ходе урока в рамках дисциплины «Разговоры о важном» ответил на вопросы российских школьников. В числе прочего ученый рассказал о том, какие направления в науке сегодня являются наиболее перспективными.

Так, по его словам, главным направлением деятельности является создание абсолютно нового природоподобного уклада. Он объяснил, что, в отличие от человеческого мозга, компьютеры и суперкомпьютеры потребляют огромное количество энергии. И именно в этом заключается их главный недостаток.

«Представьте себе простую вещь: мы создали уникальную цивилизацию на базе микроэлектроники, построили компьютеры. Но поскольку дальнейшее их развитие связано с огромным потреблением энергии и выделением тепла, значит, мы что-то не то сделали. А почему мы сделали не то? Когда мы только начинали 60 лет назад делать компьютеры, мы не понимали, как устроена живая жизнь, как устроен мозг. Это было очень сложно. А сегодня мы благодаря синхротронному излучению, нейтронам, благодаря достижениям физики глубоко понимаем, как устроена сложная, живая жизнь, и можем ее воспроизводить», — рассказал Ковальчук.

Он отметил, что, основываясь на понимании этих процессов, и была сформулирована концепция развития природоподобных технологий, переход к новому экономическому и технологическому укладу на их основе.

«То есть в основе этого уклада лежат процессы, которые происходят в природе, и мы сегодня можем их просто воспроизводить и не потреблять энергию, материал», — добавил ученый.

Урок с участием Михаила Ковальчука состоялся в понедельник, 6 февраля. Он был посвящен Дню российской науки, который традиционно отмечается 8 февраля.

«Разговоры о важном» — это учебный предмет, который был введен в школьную программу в России в 2022 году. Он проходит первым по понедельникам и представляет собой тематический классный час. В прошлый понедельник — 30 января — преподаватели обсуждали со школьниками вклад театрального режиссера Константина Станиславского в культуру России и его творческое наследие.