Планка чемпионов: Карпов на «Мосфильме», Башмет в виртуале, Чукотка на «Оскаре»

О чем на этой неделе говорили поклонники искусства
Марина Иванова
Фото: РИА Новости/ Евгений Одиноков

Фильм «Чемпион мира» Алексея Сидорова о матче Анатолия Карпова и Виктора Корчного получил пять наград национальной кинопремии «Золотой орел». Юбилейный вечер народного артиста СССР Юрия Башмета в Концертном зале имени Чайковского стал торжеством высоких технологий и классической музыки. 85-й день рождения Владимира Высоцкого отпраздновали программами на ТВ, видеоинтервью в Московской консерватории и концертом в «Доме Высоцкого на Таганке». «Выход» о Чукотском полуострове, снятый Максимом и Евгенией Арбугаевыми, стал номинантом «Оскара» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». День памяти народного артиста СССР Василия Ланового отметили в Театре Вахтангова. «Известия» выбрали самое интересное за неделю в мире культуры.

Победа в эндшпиле

На «Мосфильме» состоялась церемония вручения премии Национальной академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». Фильм «Чемпион мира» Алексея Сидорова, рассказавший о матче Анатолия Карпова и Виктора Корчного, получил пять наград из двенадцати номинаций, в которых был представлен. В поддержку картины в зале появился прототип главного героя — трехкратный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

Режиссер Алексей Сидоров, актер Алексей Гуськов, продюсер Антон Златопольский и шахматист Анатолий Карпов (слева направо) на торжественной церемонии вручения XXI национальной премии в области кинематографии «Золотой орел» в 1-м павильоне киноконцерна «Мосфильм»
Фото: РИА Новости/Алексей Майшев

Награды «За вклад в киноискусство» (посмертно) был удостоен режиссер Владимир Наумов — в начале 2000-х он был одним из инициаторов создания «Золотого орла». Приз получила вдова режиссера, народная артистка России Наталья Белохвостикова.

— Спустя год после его ухода я открываю какие-то его картины, графику, пытаюсь понять, — делилась актриса с «Известиями» в годовщину ухода мужа. — Безумно этого хочу, но всё равно до конца не пойму. Вглядываюсь в лики людей, понимаю, как создается кадр, как, словно с полотен Брейгеля, сходят персонажи, но там ведь есть еще второй план и дальше, дальше, дальше… Надо обладать определенным образованием, любовью к кино, чтобы это смотреть, понимать.

Виртуальный и реальный

В Концертном зале имени Чайковского народный артист СССР, Герой Труда Юрий Башмет отметил 70-летие. Вечер, срежиссированный Виктором Крамером, стал торжеством высоких технологий. Под сводами Концертного зала имени Чайковского разместилось с десяток экранов-планшетов, куда проецировались фотографии из личного архива юбиляра и сам он, рассказывающий историю своей жизни. Музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Шуберта и других классиков, прозвучавшая в программе, стала частью масштабного светового шоу.

Худрук Театра Наций Евгений Миронов считает, что обаяние Юрия Башмета — в его легкости, почти моцартовской.

Юрий Башмет на концерте «Рождение человека»
Фото: РИА Новости/Светлана Шевченко

— Для него великие люди — его близкие, — поделился он с «Известиями» — Он может с ними запросто шутить, импровизировать. Вдруг в Бетховене обнаруживает мотивы «Битлз» или «Битлз» находит в Бетховене. Он очень легкий на подъем. Если предлагаешь какую-нибудь идею, например Ван Гог или Горький, у него тут же возникают ответные. И еще он очень непосредственный. Порой, когда выступаем вместе, в какой-то момент забывает, что должен дирижировать — так меня слушает.

Любимый и родной

25 января исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. В «Доме Высоцкого на Таганке» в его день рождения прошел концерт, где стихи Владимира Семеновича вошли в диалог с классикой, на Первом канале вышла программа «Своя колея», а Московская консерватория опубликовала видеоинтервью, взятое в стенах вуза профессорами Александром Соловьевым и Евгенией Кривицкой у Никиты Высоцкого. Сын актера рассказал, как привыкал к классической музыке, почему профессиональным певцам сложно было петь песни Высоцкого и почему ему пришлось озвучивать отца в фильме «Спасибо, что живой».

Памятник певцу, поэту и актеру Владимиру Высоцкому
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

По мнению музыкального критика Артема Липатова, Высоцкий был одним из тех, кто сплачивал самых разных людей в одну страну.

— Именно поэтому, когда слушатели его называли Володей, в этом не было ни доли амикошонства: была невыразимая нежность к своему. Любимому. Родному, — поделился эксперт с «Известиями». — Степень доверительности этих отношений между певцом и его народом была невероятно высока, но и личный износ от такой самоотдачи был тоже невероятно высок. Высоцкий практически вез на своих плечах ее груз — немудрено, что в какой-то момент этот груз оказался ему не по силам.

Подлинно народный

День памяти народного артиста СССР Василия Ланового отметили в Театре Вахтангова.

Артисты и воспитанники Первого Московского кадетского корпуса, где он был частым гостем, почтили его память, возложив цветы к скульптурной композиции корифеям театра — народным артистам СССР Василию Лановому, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву.

Памятник вахтанговским корифеям — народным артистам СССР Василию Лановому, Владимиру Этушу и Юрию Яковлеву у Симоновской сцены Театра имени Евгения Вахтангова в Москве
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В театре Лановой сыграл более 50 ролей, в кино — около 100, в том числе роль Ивана Вараввы в фильме «Офицеры», по которой его знают и помнят миллионы людей. Картина о любви к Родине и офицерской дружбе, пронесенной через всю жизнь, собрала в кинопрокате 53 млн зрителей. А Василия Семеновича, благодаря его многогранной подвижнической деятельности, зрители стали отождествлять с его героем.

— С Лановым произошло то, что всегда происходит с действительно великими актерами. Его героические персонажи и он сам стали сообщающимися сосудами, — считает обозреватель «Известий», доктор искусствоведения Светлана Наборщикова. — Смотришь на Василия Семеновича — и видишь Ивана Варавву. Смотришь на Варавву — видишь Ланового. В судьбоносные времена, а сейчас такое время, артисты в России становятся больше чем артистами. Лановой во все времена был больше.

Моржи попали в триллер

Картина «Выход», снятая Максимом и Евгенией Арбугаевыми, стала номинантом кинопремии «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».

Кадр из фильма «Выход»
Фото: Максим и Евгения Арбугаевы

Лента, рассказывающая о природе и фауне Чукотского полуострова, уже была показана на более чем 30 международных площадках. Ее зарубежным продвижением занимается крупная немецкая компания Rise and Shine — благодаря ее усилиям фильм обошел престижные киносмотры, а сейчас доступен для просмотра на сайте влиятельного журнала The New Yorker.

— «Выход» — один из мировых документальных хитов этого года, — считает обозреватель «Известий», кандидат филологических наук Сергей Сычев. — И всё же это не экологический манифест о влиянии глобального потепления на популяцию и миграцию моржей, а настоящий фантастический триллер. В этом мире страшно и холодно, но покидать его не хочется.

В главной категории «Оскара» — «Лучший фильм» — номинированы «Фабельманы» Стивена Спилберга, «Аватар: Путь воды» Джеймса Кэмерона и еще восемь картин.

Овация патриарху

В Большом зале московской консерватории им. П.И. Чайковского с аншлагом прошли концерты народного артиста СССР Владимира Федосеева. Выступления были приурочены к двойному юбилею: маэстро недавно исполнилось 90 лет, почти 50 из которых он остается бессменным руководителем Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.

Художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского Владимир Федосеев
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Когда я выхожу на концерт, меня вдохновляют мои музыканты, публика и сама музыка, — сказал Владимир Федосеев. — Я питаюсь музыкой, и каждый раз она для меня разная. Как сказал Пушкин: «Одной любви музыка уступает; но и любовь — мелодия».

В концертах также приняли участие молодые музыканты — пианист Адам Гуцериев и виолончелистка Дали Гуцериева. Поклонники услышали произведения Листа, Римского-Корсакова, Рахманинова и Чайковского.